На базе Института психологии и образования Казанского федерального университета 21 февраля состоялось открытие международной Зимней школы по психологии состояний, ориентированной на студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых.
В пленарном заседании приняли участие студенты и преподаватели КФУ, молодые ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Казахстана, Перу.
Заведующий кафедрой общей психологии, заслуженный деятель науки РТ, член экспертных советов РФФИ, РГНФ, РНФ, соорганизатор конференции Александр Прохоров назвал основную цель проведения Зимней школы по психологии состояний.
"Когда 13 лет назад мы на встрече с выпускниками-психологами обсуждали очередные вопросы, с которыми им приходилось сталкиваться уже не студентами, а профессионалами, возникла мысль создать Зимнюю психологическую школу, цель которой – иметь возможность напрямую обратиться за помощью к профессорам, чтобы повысить уровень своей профессиональной подготовки, уметь решать проблемы, с которыми сталкиваются люди. В этом году впервые роль организатора Зимней школы взял на себя молодой ученый, аспирант ИПО КФУ.
Целью школы и сегодня является обмен результатами научных исследований и практическим опытом в сфере психологии состояний, установление профессиональных контактов, разработка совместных научно-практических проектов, неформальное общение по вопросам психических состояний, расширение связей между вузами страны", – добавил Александр Октябринович.
На пленарном заседании с докладами выступали кандидаты и доктора наук, студенты и аспиранты Казанского университета, ученики А.Прохорова и просто активные научные деятели психологии.
Так, Александр Прохоров представил доклад на тему «Ментальные основания регуляции психических состояний». Александр Октябринович дал краткий анализ этапов развития исследований психологии состояний в Казанском университете начиная с "бехтеревского" периода 1885 года по настоящее время.
Сегодня, по его словам, в Казанском университете психология состояний интенсивно развивается на кафедре общей психологии.
"В настоящее время изучение психических состояний казанскими исследователями может быть обозначено следующими направлениями. Во-первых, исследование состояния как психического явления: феноменологии, состава, структуры, функций, динамики, взаимоотношений состояний с другими психическими явлениями и пр.
Во-вторых, изучение отношений между психическим состоянием и составляющими сознания: образами психических состояний, значениями, смысловыми структурами, переживаниями, рефлексией, ментальными репрезентациями, метакогнитивными особенностями и др.
И в-третьих, исследование саморегуляции психических состояний: феноменологии, механизмов и закономерностей".
Выступление в пленарной части продолжили представители Санкт-Петербургского института истории РАН Татьяна Тулупьева, Максим Абрамов, Александр Тулупьев. Они представили тему «Психологические особенности, психические состояния пользователя и профиль его уязвимостей в контексте социоинженерных атак». Учеными рассматривается проблема защищенности персонала организации от социоинженерных атак - социальных воздействий извне, направленных на нарушение конфиденциальности информации, с которой работает персонал организации.
"Природа человеческой уязвимости и знание злоумышленником методов социального воздействия могут привести к тому, что у заинтересованных лиц появится доступ к важной информации организации. Задача отделов по работе с персоналом или служб безопасности организаций - учесть особенности сотрудников и правильно выстроить профилактическую работу, чтобы предотвратить нарушение конфиденциальности информации".
В выступлении приведены результаты исследования, которые могут быть интересны сотрудникам отделов по работе с персоналом, поскольку дают основу для балансирования требований к потенциальному сотруднику в процессе подбора кадров, приема на работу и совершенствования процедур сопровождения сотрудников организации.
А.Зайденгберг из Университета Лобачевского (Нижний Новгород) представил результаты исследования о взаимосвязи психических состояний и поведения в ситуациях морального выбора.
В работе конференции приняли участие иностранные гости, в их числе кандидат педагогических наук Хосе Алонсо Агилар Валера (Лима, Перу) с исследованием «Оценка саморегуляции в нормальных и клинических условиях».
Выступали и студенты. Так, студентка 3 курса Института психологии и образования Анастасия Берникова представила результаты исследования о влиянии текстового контента на психические состояния. Ее коллега - студента 4 курса ФГБОУ ВО РНИМУ им.Н.И.Пирогова Минздрава России Диана Зуева - обратилась к весьма интересной теме «Особенности построения личных отношений у мужчин с однополым влечением в зависимости от их сексуально-ролевой идентичности».
После пленарного заседания участники конференции разошлись по мастер-классам, тренингам и круглым столам, работа в которых направлена на обмен результатами научных исследований и практическим опытом в сфере психологии состояний, а также на установление профессиональных контактов, неформальное общение по вопросам психических состояний и расширение связей между вузами страны и зарубежья.
Тренинговая форма многих семинаров и мастер-классов позволила в непринужденной обстановке донести до присутствовавших достаточно серьезные и важные тезисы. Основная работа велась по темам «Моделирование образа будущего: субъектный подход», «Начинай, представляя конечную цель», «Возможности танцевальной терапии в регуляции психических состояний», «Неконтролируемый стресс в повседневной жизни». Речь шла и о способах управления своими эмоциями, и о средствах борьбы со стрессом (имеются в виду психологические способы), и о том, как можно определить проблемные зоны во взаимоотношениях с близкими, а главное, как разрешать возникшие проблемы в отношениях.
Конференция продлится еще один день. Молодые ученые-психологи еще будут обсуждать актуальные проблемы психологической науки, представляя свои доклады на пленарных и секционных заседаниях.