2 октября на базе Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ прошел Второй международный семинар по корееведению. Организатором мероприятия выступили кафедра алтаистики и китаеведения и Научно-образовательный центр «Корееведение».
Несмотря на то, что сегодня мероприятие еще только набирает вес в мире востоковедов, внимание к нему год от года растет. И это вполне объяснимо. Учеными, как молодыми, так и опытными, ценится, прежде всего, возможность свободного обсуждения самых разноплановых тем из сферы их научных интересов, ведь только в атмосфере свободы возможно рождение значимых идей, а присутствие коллег при озвучивании замыслов позволяет моментально взвесить все «за» и «против» реализации того или иного проекта.
При этом рассказ об идеях, уже воплощенных в жизнь в кругу единомышленников, нередко помогает наметить дальнейшее направление движения научной деятельности. Именно такой «свободной» площадкой стал для корееведов России и зарубежья семинар, проводимый в стенах КФУ. Важно отметить и то, что семинар является частью проекта по поддержке молодого поколения корееведов при сотрудничестве КФУ и Академии корееведения и при поддержке Министерства образования Кореи.
«Корееведение сегодня представляется крайне актуальной областью как для проведения научных изысканий, так и для получения знаний, которые будут востребованы при выстраивании бизнес-связей с корейскими корпорациями, все глубже проникающими на российский рынок.
Соответствующие направления подготовки неизменно пользуются популярностью у абитуриентов, и руководство Института международных отношений, истории и востоковедения планомерно создает все необходимые условия для полноценного изучения всех направлений этой области знаний, - отметила заведующий кафедрой алтаистики и китаеведения Альфия Аликберова. – При институте сегодня функционируют целых два центра корееведения, один из которых ведет преимущественно культурно-образовательную деятельность, а другой – научно-исследовательскую.
Кроме того, вуз активно налаживает взаимодействие с вузами Южной Кореи – ежегодно подписываются соглашения о сотрудничестве в этой области. Так, например, в скором времени – уже весной 2018 года – на базе КФУ заработает Школа им. короля Седжона – научно-образовательный центр, главной целью деятельности которого является популяризация корейского языка и корейской культуры. Для достижения той же цели – активного развития корееведения в КФУ – проводится и международный семинар, где молодые специалисты могут беспрепятственно пообщаться с видными представителями мира науки».
Так, участниками семинара, помимо сотрудников кафедры алтаистики и китаеведения и НОЦ «Корееведение», стали магистранты КФУ, выпускники Института международных отношений, истории и востоковедения по соответствующим направлениям обучения, представители научных центров Москвы и Санкт-Петербурга, южнокорейских Университета Ханьян и Женского университета Ихва, узбекистанских Каракалпакского государственного университета и Ташкентского государственного института востоковедения.
К слову, молодым специалистам уделили особое внимание – семинар открывался церемонией награждения студентов КФУ, удостоенных стипендии Корейского фонда за значительные заслуги в учебе и научной деятельности. Таких ребят сегодня в ИМОИиВ четверо – Айсылу Ахметзянова, Регина Каримова, Татьяна Ким, Анастасия Ревенко. Каждая из них в течение года ежемесячно будет получать стипендию в размере 15 тысяч рублей. Задания конкурса, надо сказать, были не рядовыми. Помимо стандартного теста на знание языка, который нужно было пройти в рамках заочного этапа, на очном этапе участников конкурса ждало задание, которое раскрывало все способности учащихся в истинном свете – им предлагалось порассуждать о том, что им дает знание корейского языка сегодня и что это может принести им в будущем, а также рассказать о том, как они планируют совершенствовать свои лингвистические компетенции в дальнейшем.
Что же касается тем, обсуждаемых специалистами в области корееведения в рамках семинара, их круг был довольно широк. Затрагивались как исторические аспекты, так и нюансы современных взаимоотношений России и Кореи. Так, выступавшая одной из первых профессор женского университета Ихва госпожа Чо И Ок представила доклад, посвященный периоду развития северных и южных корейских государств. По ее мнению, государство Пархэ, несмотря на то, что территориально оно не является корейским, так как расположено частично на землях современного приморского края России и северо-восточных регионов Китая, основали выходцы из Южной Кореи и имели огромное влияние на его развитие. В России, как и в Китае, такую точку зрения считают достаточно политизированной. К слову, по итогам семинара ученые пришли к выводу о необходимости проведения совместных раскопок на территории России для заполнения пробелов в истории древнего государства Пархэ,
Доклад директора Лицея им. Лобачевского Елены Скобельцыной был интересен в практическом плане в отношении перспектив развития российского корееведения в целом и корееведения в КФУ в частности. Она предложила, не вмешиваясь в федеральный государственный образовательный стандарт, сделать для базовых учебников по истории и обществознанию электронное приложение, в рамках которого можно было бы увеличивать объем информации для Кореи. Это было бы очень востребовано среди учащихся школ, планирующих посвятить себя востоковедению, а таких ребят сегодня немало. К примеру, в Лицее имени Лобачевского факультативно введены занятия по корейскому языку, и они пользуются большим спросом.
Не менее интересным был и доклад доцента кафедры социологии и культуры коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета Румии Тангалычевой, посвященный культурным различиям в процессе корейско-российской коммуникации в сфере бизнеса. Все нюансы российско-корейского взаимодействия в бизнес-сфере в своем исследовании она вместе с коллегами разбирала на примере деятельности завода Hundai под Санкт-Петербургом. Ученым удалось получить двенадцать развернутых интервью менеджеров высшего звена. Выводы, сделанные на их основании, заставляют задуматься. Основной причиной возникновения проблем в рамках взаимодействия корейских и российских сотрудников стоит признать то, что корейские компании, приходя на рынок той или иной страны, проводят своего рода «военную» стратегию – они делают все по шаблону, отнюдь не учитывая менталитет местных жителей, что приводит к возникновению не только дискомфорта, но и настоящего культурного шока.
К примеру, первая группа вопросов, которые задаются соискателям на собеседовании, направлена на выяснение обстоятельств семейного положения – человека спрашивают, женат ли он и, если да, то как долго и сколько у него детей. Это абсолютно нормально для южнокорейской действительности с ее традиционным обществом. Там считается, что, если у тебя нет семьи, то ты не сможешь нормально общаться в коллективе. Однако, что закономерно, в большинстве других стран в глазах соискателей этот вопрос выглядит совсем иначе.
Еще одним принципиальным расхождением является отношение к самой работе и к власти. Российский менталитет предусматривает глубокую зависимость от власти при ее неуважении, а корейский выражает глубочайшее почтение и ощущение иерархии как естественной. Это тоже вызывает свои трудности. При этом корейцы называют нашу страну раем для рабочих, для них является шоком, что у нас 24 дня обязательного отпуска, а компании обязаны оплачивать больничные листы. В Корее это не принято – отпуск в стране значительно короче, и люди его стараются полностью не использовать, поскольку это не приветствуется.
Говорили на семинаре и на классические темы. Так, профессор кафедры алтаистики и китаеведения Дмитрий Мартынов выступил с докладом, посвященным одному из основателей американского академического востоковедения Персивалю Лоуэллу, выходцу из семейства, относящегося к элите страны, но не пожелавшему связать себя со сферой бизнеса или с политической деятельностью, фигуре интересной и крайне неоднозначной.
В перспективе семинар планируется вывести на новый уровень. Вполне возможно, что он преобразуется в итоге в мероприятие иного масштаба, ведь для привлечения к нему большего внимания есть все основания и, главное, есть потенциал для дальнейшего активного развития этого направления востоковедения в стенах КФУ.