В Казанском федеральном университете состоялся круглый стол «Эффективное управление комплаенс-рисками на уровне хозяйствующего субъекта».
Его участниками стали представители Юридического факультета и Института управления, экономики и финансов КФУ, а также ПАО «КАМАЗ», ПАО «Нижнекамскнефтехим», аудиторских компаний, Управления образования исполкома г.Казани.
«Спасибо всем, кто откликнулся на инициативу Юридического факультета Казанского университета собраться в таком формате и обсудить проблематику, которая для нашего факультета в последние пять лет является достаточно актуальной, – сказала, приветствуя участников круглого стола, декан юрфака Лилия Бакулина. – Я очень рада, что этот круглый стол мы проводим совместно с коллегами из Института управления, экономики и финансов. У нас всегда были интересные совместные проекты, и надеюсь, что сегодняшний круглый стол позволит сформировать повестку на ближайшую перспективу в плане различных мероприятий, как образовательных, научных, так и практических».
Далее прозвучало видеоприветствие директора Института управления, экономики и финансов КФУ Наили Багаутдиновой.
«В Институте управления, экономики и финансов КФУ в полном соответствии с требованиями действующего профессионального стандарта "Внутренний контролер" разработана соответствующая образовательная программа по направлению "Экономика" ("Внутренний контроль"). В 2021 году на этот профиль был осуществлен первый набор. Таким образом, учитывая сроки подготовки выпускников по данному профилю и наличие профессионального стандарта, можно с высокой степенью уверенности утверждать, что выпускники профиля "Внутренний контроль" будут востребованы бизнес-сообществом. Профессиональный стандарт специалиста в области комплаенс находится на стадии обсуждения. Уверена, что сегодняшнее мероприятие позволит совместными усилиями выработать новые предложения для совершенствования его положения», – сказала Наиля Гумеровна.
Заместитель декана Юридического факультета по образовательной деятельности, доцент кафедры предпринимательского и энергетического права юрфака КФУ Ольга Чепарина сообщила, что круглые столы, посвященные проблематике комплаенса, проводятся в вузе начиная с 2018 года.
«Комплаенс – это функция хозяйствующего субъекта, имеющая целью обеспечение соответствия деятельности хозяйствующего субъекта нормам действующего законодательства, нормативным правовым актам, требованиям регуляторов, лучшим практикам и внутренним документам компании, – рассказала Ольга Александровна в разговоре с представителями СМИ вуза. – Юристы не могут оставаться в стороне от функции комплаенс, и мы постепенно внедряем преподавание дисциплин, связанных с комплаенс, в наши образовательные программы. С 2022 года мы открываем новую магистерскую программу "Антикоррупционная деятельность и комплаенс", куда приглашаем наших абитуриентов. Чтобы понять особенности преподавания дисциплин, связанных с комплаенсом, мы находимся в постоянном контакте с нашими работодателями – с представителями служб внутреннего контроля крупных хозяйствующих субъектов и банковского сектора экономики, а также мы в постоянном контакте с аппаратом Президента Республики Татарстан, со структурами, курирующими вопросы антикоррупционной политики».
О.Чепарина также сказала, что цель круглого стола – прояснить, «в каком направлении строить образовательные программы», на чем делать акценты и каких практиков привлекать к образовательному процессу.
«Функция комплаенс носит универсальный характер. Ее вполне можно масштабировать и на некоммерческий сектор экономики, и на органы государственной власти и муниципального управления, потому что задачи комплаенс-функции достаточно универсальны для любой организации», – подчеркнула она.
По словам организаторов круглого стола, впервые в нем приняли участие представители малого и среднего бизнеса.
В ходе работы с докладами выступили: доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения ИУЭиФ Светлана Мелещенко («Внутренний контроль и комплаенс функция субъекта экономической деятельности: соотношение понятий и содержания»), Ольга Чепарина («Предпосылки внедрения комплаенс-функции на уровне субъекта экономической деятельности»), комплаенс-менеджер ПАО «Нижнекамскнефтехим» Айрат Хайруллин («Внедрение и развитие комплаенс-системы в ПАО «Нижнекамскнефтехим»), заместитель руководителя Службы комплаенс по методологии и развитию комплаенс ГК «КАМАЗ» Елена Каримова («Комплаенс-система ГК "КАМАЗ" вчера, сегодня, завтра»).
Участники мероприятия не раз подчеркивали важность межотраслевого взаимодействия, межотраслевых связей и акцентировали внимание на необходимости совместной работы юристов, экономистов и представителей бизнеса.