Визит главных редакторов и генеральных директоров СМИ РТ в институты КФУ, задействованные в реализации уникальной распределенной системы педагогического образования, состоялся сегодня, 24 апреля.
Участниками встречи стали руководители газет и телеканалов республики: ТРК «Новый век», ИА «Татар-информ», «ГТРК Татарстан», ТК «Татарстан 24», «Республика Татарстан», Ватаным Татарстан», «Казанские ведомости», «Шахри Казан», «Татарстан», «Магариф».
Содействие в организации мероприятия оказало Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа».
Предполагается, что такие встречи смогут позитивно повлиять на развитие системы образования в Республике Татарстан через налаживание взаимодействия университета и общества, а также информирование населения региона о том, как работает университет.
Сегодняшний визит руководителей СМИ РТ прошел по маршруту институтов, на базе которых проходят обучение будущие учителя, и внедряются новейшие образовательные методики: в Институте физики, Институте психологии и образования, Институте международных отношений, Институте филологии и межкультурной коммуникации.
Во время визита ректор Ильшат Рафкатович Гафуров рассказал гостям об уникальной распределенной системе подготовки учителей предметников КФУ, сочетающей возможности профильного педагогического института и классического университета. Преимущество системы в том, что, к примеру, будущие учителя физики изучают свой предмет вместе с будущими специалистами и исследователями в области физики, а формирование психолого-педагогических компетенций ведется в Институте психологии и образования, все – в рамках одного университета. Это уникальная система, выстроенная и реализованная Казанским университетом исходя из собственного опыта.
Так, в здании института физики под эти цели выделено два этажа с лабораториями, где проходит совместный образовательный процесс студентов-физиков и будущих учителей. Тот же самый принцип используется и в подготовке учителей математики, химии и других дисциплин.
По словам ректора, будущие педагогики имеют возможность проходить стажировку в Лицее им. Н.И. Лобачевского КФУ и IT-лицее КФУ, которые вошли в 2018 году в список 100 лучших школ в РФ по результатам рейтинга, обработавшего данные более 44 000 учебных заведений. Кроме того, университетом подписано более 100 договоров со школами республики о проведении практики студентов.
Также с прошлого года в Казанском университете реализуется программа магистратуры интегративного типа по педагогическому направлению. Центром ответственности за магистерские программы по педагогике стал Институт психологии и образования - весь блок инноваций в области образования, в организации образовательного процесса исследуется и преподается именно там, одновременно специальные дисциплины преподаются в профильных институтах.
Важно отметить, что сегодня педагогического образование КФУ проживает свое самое стремительное развитие с момента открытия педагогического института в структуре Казанского университета в 1804 году. Казанский вуз продолжает двухвековые традиции, стремительно реагируя на современные вызовы и внедряя новые образовательные технологии.
Выбранная университетом стратегия развития педагогического образования уже дает результаты: в 2018 году КФУ впервые вошел в число 125 лучших университетов мира в предметной области «Образование» по версии британского издания Times Higher Education. По версии еще одного авторитетного рейтинга - QS World University Rankings, в предметной области «Образование» КФУ занимает 251−300 место. По числу публикаций в области образования в базах данных Scopus и Web of Science, по цитируемости научных исследований и материально-техническому, информационному оснащению учебного процесса КФУ занимает 1 место в России.
Созданная КФУ система подготовки педагогов привлекает все больше внимания зарубежных экспертов. Во время визита руководителей СМИ, директор Института психологии и образования КФУ Айдар Минимансурович Калимуллин анонсировал проведение в университете V Международного форума по педагогическому образованию IFTE 2019, который состоится 29-31 мая. Известно, что на форум в Казань приедут ведущие исследователи и эксперты со всего мира: почетный профессор Оксфордского университета Иен Ментер, президент Международной ассоциации учителей и преподавателей Мария Флорес, профессор Университета Глазго Марджери Макмахон, профессор Технического университета Дрездена Аксель Германн, профессор Университета штата Аризона Мария Тереза Татто и многие другие.
Еще одной новостью, озвученной в ходе встречи с представителями СМИ, стало известия о вхождении научного журнала «Образование и саморазвитие» в базу данных Scopus. Примечательно, что научным редактором журнала, издаваемого Казанским университетом, является известный ученый, приглашенный профессор КФУ Ник Рашби, который в течение 22 лет был редактором журнала British Journal of Education Technology.
Позиция КФУ в рейтингах обусловлена соединением сильной научной составляющей и базового педагогического образования. В Институте психологии и образования реализуются программы бакалавриата по начальному и дошкольному образованию, психологии и дефектологии, а также широкий спектр практико-ориентированных и исследовательских магистерских программ, в том числе с международным участием. В процессе обучения активно используются современные проектные методики преподавания. Студент становится активным участником образовательного процесса - от его мотивации и самостоятельности зависит успешность результата.
Гости посетили центр педагогической магистратуры и центр педагогических практик дошкольного и начального образования ИПО, прошли по аудиториям для проведения лекционных и практических занятий, заглянули в студию интерактивных образовательных практик, тренинг-студию, студию ораторского и театрального мастерства, осмотрели кинозал, кабинет технических средств обучения, оценили современные лаборатории научно-образовательных центров приоритетного направления КФУ «Учитель XXI века», моделирующие современные школьные кабинеты физики и химии.
Одной из важнейших тем встречи стали вопросы полилингвального образования. В начале 2019 года в Республике Татарстан была озвучена новость о появлении школ нового формата, так называемых «школ будущего», отвечающих концепции полилингвальной образовательной среды. Предложение было озвучено Государственным советником РТ Минтимером Шариповичем Шаймиевым. Инициатива направлена на максимальное раскрытие возможностей учащихся, используя полилингвальную систему обучения в качестве образовательного преимущества. На первом этапе планируется создать шесть полилингвальных комплексов в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и Елабуге. Первым комплексом станет уже существующая школа №165, расположенная в Казани.
Уже известно, что Казанский федеральный университет станет центром ответственности за подготовку учителей полилингвальной образовательной среды в ПФО. Реализовывать инициативу будут в Институте международных отношений и Институте филологии и межкультурной коммуникации КФУ, где подготовлена вся необходимая инфраструктура, в том числе «модельные классы».
__
Для справки
Сегодня в рамках педагогического направления в КФУ обучаются 9 000 человек. Ежегодно из стен вуза выпускаются 2 000 человек, из них порядка 500 человек – по программе с татарским языком обучения. В этом году еще 125 человек поступили в КФУ по целевому набору от республики («билингвальные учителя»).
Средний показатель ЕГЭ абитуриентов, претендующих на обучение в КФУ по педагогическому профилю, превышает 78 баллов и ежегодно растет. Конкурс по направлению «Начальное образование и иностранный (английский) язык» составляет 19 человек на место.
В ситуации, когда педагогов в России готовят 48 профильных педагогических университетов, а всего в стране педагогическим образованием занимаются более 250 университетов, КФУ является крупнейшим центром в России и находится в числе трех лучших - вместе с МГУ и Высшей школой экономики.