В Казанском федеральном университете начал свою работу VII Международный форум по педагогическому образованию IFTE. В мероприятиях принимают участие свыше 1500 российских и иностранных ученых из более чем 200 университетов мира: из Великобритании, США, Германии, Словении, Испании и др.
Отправной точкой IFTE-2021 стало пленарное заседание, на котором прозвучал доклад академика Российской академии образования, ректора КФУ Ильшата Гафурова «Исследовательские университеты в системе педагогического образования России».
Продолжил пленарное заседание почетный профессор Оксфордского университета, вице-президент Британской ассоциации педагогических исследований, главный редактор журнала Review of Education Иэн Джеймс Ментер. Он посвятил свое выступление исследовательско-ориентированному педагогическому образованию.
Область научных интересов Иэна Ментера связана с педагогическим образованием и педагогической деятельностью.
«Педагогическое образование никогда не было столь значимым, как сегодня. В мире, где миграция, неравенство, изменение климата, политические потрясения и раздоры встречаются на разных континентах, правительства и ученые все чаще задумываются о том, какую роль система образования может сыграть в достижении стабильности и управляемом, устойчивом экономическом развитии», – поделился Иэн Ментер.
С пониманием того, что качество образования тесно связано с качеством учителей и преподавания, педагогическое образование стало ключевым моментом в международных дебатах и дискуссиях. Опасения усугубляются воздействием глобальной пандемии. Перед педагогами, политиками и исследователями стоит множество вопросов.
Иэн Ментер рассказал об исследовательской методологии, применяемой в последнее время в педагогическом образовании. Также профессор отметил Казанский университет, где, по его словам, существует глубокая приверженность разработке модели педагогического образования, основанной на исследованиях.
Модератором пленарного заседания выступила президент Российского общества Януша Корчака, создатель и руководитель Казанского Корчаковского центра, завкафедрой педагогики Института психологии и образования КФУ Роза Валеева.
Она же выступила на пленарном заседании с докладом о влиянии Януша Корчака на современное образование.
«Я удивилась, почему мне предложили выступить с этой темой в первый день форума. А потом поняла, насколько важно имя Корчака в современной педагогике. На форуме обсуждения будут идти по трем основным темам: "Учителя для детей с особыми образовательными потребностями", "Траектории образования в эпоху экстремальных явлений", "Подготовка учителя-воспитателя в XXI веке". Если вдуматься, Корчак есть в каждой из этих проблем», – обозначил эксперт.
Литературные и педагогические труды Януша Корчака представляют собой ценнейший вклад в мировую педагогическую науку. В них сконцентрированы знания и опыт, результаты наблюдений и выводы Корчака-врача и Корчака-педагога. Знакомство с его наследием позволяет каждому, кто связан с делом воспитания, глубже понять основы современной педагогики и психологии.
«Цель гуманистического воспитания носит ярко выраженный антропоориентированный, педоцентристский характер. На первый план выдвигается ребенок, его интересы и потребности. Идеалом человека в гуманистической педагогике становится свободная творческая личность, способная к самоактуализации, а целью воспитания – ее формирование», – отметила Роза Валеева.
Завершило пленарное заседание выступление профессора и завкафедрой городского образования Техасского университета Шерил Дж. Крейг. Она представила доклад «Поворотные моменты в исследованиях и жизни: перипетии нашего времени».
По словам эксперта, исследования в области преподавания и педагогического образования тесно связаны с поворотными моментами в жизни общества.
«Перипетии представляют собой внезапные перемены в судьбе людей и непредвиденные изменения обстоятельств. Мир подвержен трансформациям и изменениям. Этот факт не может не отразиться на образовании», – отметила Шерил Дж. Крейг.
В сферу внимания исследователя попала и пандемия коронавируса. Шерил Крейг ответила на вопросы, как развиваются взаимоотношения учителя и ученика, как проводятся исследования в условиях пандемии.
26 мая в рамках IFTE-2021 пройдут заседание Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения РАО «Воспитание подрастающего поколения: достижения и направления развития» и заседание Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки».
Также запланирована работа специальных сессий, мастер-классов и заседаний научных групп.
С расписанием онлайн-трансляций можно ознакомиться на сайте форума.