Институт филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета стал площадкой для совещания, посвященного развитию русского языка и литературы в Республике Татарстан, а также вопросам популяризации федерального проекта «Пушкинская карта». Мероприятие прошло при участии заместителя Премьер-министра РТ Лейлы Фазлеевой.
В мероприятии также приняли участие: заместитель секретаря ТРО ВПП «Единая Россия», председатель комиссии Государственного Совета РТ по установлению идентичности текстов законов на татарском и русском языках Римма Ратникова, первый заместитель министра по делам молодежи Республики Татарстан Софья Галиева-Мустафина, первый заместитель министра культуры РТ Юлия Адгамова, директор Института филологии и межкультурной коммуникации Радиф Замалетдинов и другие.
Ключевая цель заседания – найти эффективные решения для поддержки педагогического сообщества, популяризации чтения среди молодежи и повышения вовлеченности в федеральный проект «Пушкинская карта», способствующий приобщению молодого поколения к культурным ценностям.
Первый доклад о подготовке учителей русского языка и литературы прочитала декан Высшей школы русской филологии и культуры им. Л. Толстого ИФМК Резеда Мухаметшина. Она представила информацию о текущем состоянии подготовки педагогических кадров в области русского языка и литературы, затронула вопросы совершенствования учебных программ, повышения квалификации преподавателей и внедрения инновационных методик обучения.
«Наш институт является одним из крупных центров подготовки филологов в России. В настоящее время у нас обучаются более пяти тысяч студентов. Мы готовим специалистов в области русской, зарубежной и татарской филологии. Здесь учатся выпускники школ Москвы, Московской области и дальних регионов. Кроме того, иностранные граждане из Узбекистана, Китая и других стран часто выбирают КФУ для получения высшего образования», – подчеркнула Мухаметшина.
О стратегии научно-методического сопровождения формирования готовности учителей русского языка и литературы к развитию читательской грамотности школьников рассказала доцент Приволжского межрегионального центра повышения квалификации Ольга Волкова. Доклад осветил методические подходы, которые помогут учителям эффективно работать с текстами, развивать у школьников навыки анализа, критического мышления и понимания прочитанного.
«Традиционное понимание чтения предполагает такие базовые вещи, как умение читать в определенном темпе, соблюдение орфоэпических, фонетических и грамматических норм, выразительное и смысловое чтение, пересказ, работа с единичными текстами. Современное понимание грамотного чтения включает в себя другие критерии: способность оценивать и использовать тексты, находить и извлекать информацию из них, интегрировать и интерпретировать сообщение текста, осмысливать и оценивать содержание и форму произведения, использовать информацию для решения учебно-практических задач», – акцентировала внимание О. Волкова.
Директор МБОУ «Лицей № 9 имени А.С. Пушкина» Зеленодольского муниципального района РТ Алия Шагаева рассказала о работе ассоциации «Содружества образовательных организаций имени А.С. Пушкина и педагогов». В ходе выступления были представлены примеры успешных проектов и инициатив, направленных на популяризацию творчества поэта.
Также с деятельностью Казанского университета по активизации участия студентов в федеральном проекте «Пушкинская карта» ознакомила директор Департамента по молодежной политике КФУ Юлия Виноградова. Она сообщила о проведенных мероприятиях, направленных на привлечение студентов, а также о мерах по расширению списка культурных учреждений, доступных для посещения по этой карте.
«Мы сделали упор на информирование студентов. Нам важно, чтобы каждый обучающийся нашего вуза знал о том, что есть такая программа, как “Пушкинская карта”. Эту работу мы осуществляли через старост, кураторов, преподавателей и сотрудников университета. Регулярно отслеживаем различные акции и изменения, связанные с этим проектом. На сегодняшний день популяризируем театры, уведомляя студентов о новых постановках, которые они могут посетить благодаря карте», – рассказала Виноградова.
С докладом о реализации федерального проекта «Пушкинская карта» в образовательных учреждениях среднего профессионального образования выступила директор Казанского педагогического колледжа Анфиса Зялялова.
Далее об организации работы по приему заявок на соискание в 2025 году Республиканской премии имени Гавриила Державина в области литературы выступила первый заместитель министра культуры РТ Юлия Адгамова. Доклад затронул вопросы организации конкурса, критерии оценки работ и меры по привлечению внимания общественности к современной литературе.
Подводя итоги заседания, Лейла Фазлеева отметила, что была произведена работа с методическим объединением Татарстана с целью анализа методических проблем учителей русского языка в части подготовки к единому государственному экзамену.
«Были проведены курсы повышения квалификации по подготовке учителей к будущей кампании по сдаче экзаменов. Я прошу министерство образования совместно с вузами, которые готовят педагогических работников и коллег, представляющих среднее педагогическое образование, донести аналитическую информацию комиссии по русскому языку о том, что формирование высокой контрольной цифры приема – не основная цель Республики Татарстан. Говоря о проблематике читательской грамотности, отмечу: пока мы всем сообществом не поймем, что грамотность – это путь к победе, мы не сможем дать качественный результат. Даже мошеннические схемы напрямую связаны с анализом текста», – сказала она.
Также заместитель Премьер-министра РТ отметила важность адаптации иностранных граждан, прибывших в республику.
«Наша задача состоит в максимальном ознакомлении всех иностранных граждан с адаптационным курсом, который позволяет увидеть традиционные ценности Российской Федерации. Более 3000 детей, прибывших из других стран, обучаются в наших школах. Они должны учиться и знать русский язык, необходимо ввести курс русского языка как иностранного для родителей и детей», – резюмировала Л. Фазлеева.
В рамках заседания участники смогли ознакомиться с культурным пространством Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ. Для гостей была организована экскурсия по новому музею «Белем».