Лекцию на тему «Как стать нобелевским лауреатом?» прочитала доцент кафедры психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета Инна Кротова в рамках научно-популярного проекта «PROНаука в КФУ».
Все великие люди обладают определенными способностями, талантами. Естественно, эти тайны для нас иногда раскрываются не полностью, но при этом мы все восхищаемся теми достижениями и изобретениям, которыми мы пользуемся сейчас.
«Кем же были те звезды, которые получили Нобелевскую премию? Это представители России во многих областях: наука, литература, физиология и медицина, химия. Премию в области физики получили многие лауреаты из России (к примеру, Лев Ландау), в области экономики – Леонид Канторович», – отметила Инна Кротова.
По словам доцента КФУ, в основном эти научные области связаны с физикой и литературой. Это не просто научно-исследовательская деятельность, а научное творчество. Творчество в широком его понимании – создание, развитие; здесь еще проявляется саморазвитие личности.
«Достижения нобелевских лауреатов, несмотря на то, что они выражают себя в разных профессиональных областях, отличаются, в любом случае они схожи в понимании того, что они будут делать, что будет ценно. Вот эти интересные характеристики раскрывают их личность», – сообщила И. Кротова.
Во время лекции ученый КФУ выделила несколько этапов становления нобелевского лауреата.
«Каждый ученый-исследователь (гуманитарий это или инженер, физик или литератор) стремится к созданию формулы. Все можно привязать к созданию целого, гармоничного произведения, которое будет понимаемо всеми одинакового. Но при этом оно будет красивое и нестандартное. Если поставим перед собой задачу стать нобелевским лауреатом или великим ученым, то в любом случае должны будем стремиться к созданию новых формул», – проинформировала эксперт КФУ.
Первый этап – это понимание, определение того, как создать эту формулу, научно-творческая деятельность. Второй этап связан с самодетерминацией – самообусловленностью.
«Самое главное – самоэффективность. У нас есть причины заниматься своей интересной исследовательской темой, но при этом, если мы не будем стремиться к определенному результату и ставить перед собой цель, то сложно будет прийти к той формуле, которая будет совершенна», – рассказала доцент КФУ.
Первый шаг: в рамках научного творчества у человека есть определенные потребности: чтобы он развивался в своем творчестве и стремился к максимальному эффекту. Определять человека как личность будет «локус контроля жизни», который говорит о высоком уровне ответственности за происходящее. Но он развит не у каждого человека. Если человек движется к раскрытию потенциала нобелевского лауреата, он будет работать над тем, чтобы развивать в себе эту ответственность, контроль собственной жизни.
«Второй шаг – это самоценность. В нашем исследовании она выявилась у людей, достигших хороших научных изысканий. Понимание человеком того, что ты делаешь не узкое дело, нужно и полезно окружающим. Если мы говорим о литературном творчестве, то при написании прозы хочется, чтобы другие люди радовались и понимали гармоничность данного стиля. В этом будет заключаться проявление нашей самоценности. Это качество является ядром для того, кто сможет создать формулу, которая может создаваться, если учитывать все эти компоненты. Главное – поставить цель», – говорит И. Кротова.
Почему не все становятся нобелевскими лауреатами? Потому что все эти процессы должны находиться на одинаково хорошем уровне развития, утверждает эксперт.
Есть тесты, которые позволяют увидеть, насколько тот или иной шаг развит у нас лучше всего и над чем можно поработать.
«Есть такое золотое правило: 10 тысяч часов, их необходимо потратить на развитие своих навыков. Количество часов может быть различным, потому что у всех способности разные. Но надо учитывать, что развивать навык нужно постоянно и системно. Это большая работа над собой. Третий момент – самомотивация. Потенциал есть у всех, но заставить развить его – проблема. Самомотивация по закономерностям работы нашей психики должна происходить по закономерностям и мотивам, близким нам. Это может быть награда», – отметила психолог КФУ.
По словам И. Кротовой, гении не всегда бывают поняты и оценены в свою эпоху, потому что они «перегоняют время».
«Все мы, как разные планеты, со своими способностями, навыками, стремлениями, но все мы стремимся к знаниям (к Солнцу), и в той или иной степени оно нам будет доступно. Мы можем меняться местами, можем быть ближе к Солнцу или дальше от него. Но нобелевские лауреаты всегда проходят эти шаги и становятся максимально близки к Солнцу», – отметила И. Кротова.
С подробной программой мероприятия и записями лекций можно ознакомиться на сайте «PROНаука в КФУ».