В Высшей школе татаристики и тюркологии им. Г.Тукая Казанского федерального университета состоялась премьера художественного фильма «Экзамен» (80 мин.). Основу сюжета составили будни студенческой жизни.
Главным героем картины становится студент Фаиль Хакимуллин. Он пропускает занятия без уважительной причины, поэтому на руках не имеет конспектов, приходит на экзамены неподготовленным, вместо чтения книг предпочитает смотреть массовое зарубежное кино и верит в незыблемость принципа “халява, приди!”.
Сюжетную линию Ф.Хакимуллина организует прием временной петли, заявивший о себе в отечественной литературе и кино в начале ХХ в. Впервые этот прием использует писатель П.Д. Успенский в повести «Странная жизнь Ивана Осокина» в 1910 г. С тех пор он оказался в арсенале писателей-создателей научно-фантастических произведений. Динамика в использовании этого сюжетного хода наметилась в 1960-е гг. Именно в этот период появился первый фильм, где встречается этот прием. Речь идет о киноленте «Взлетная полоса» (1962). Студенты-сценаристы (Ленар Хамматов, Алсу Салахова) не скрывают, что их творческий проект является ремейком. В фильме не раз встречаются отсылки к знаменитой киноленте «День сурка».
Временная петля формируется в фильме «Экзамен» не посредством будущего, а посредством прошлого: герой не сдает экзамен, но вместо пересдачи, оказывается снова в дне экзамена. Здесь дает о себе знать прием игры. Эпизоды экзамена решены в комическом ключе. Здесь главный герой выступает в амплуа плутовского героя. Он надеется, что «халява» прилетит к нему во время экзамена, в противном случае – во время пересдачи. Юмористические сцены в фильме сделаны с большим профессионализмом.
Философский подтекст фильма базируется на наблюдении: чтобы выйти из круга повторяемой жизни, надо перестать врать самому себе и взять ответственность за происходящее вокруг. Это потребовало от героя огромной работы над собой. В результате хронотоп его жизни в рамках фильма был сведен «к обретению имени» (в значении обретении судьбы). В финале Фаиль стал достойным имени, которое ему дали родители, и фамилии, где был зашифрован потенциал его предков.
В целом ряде эпизодов формируется собирательный образ студенческого сообщества: группа, факультет, общежитие. Каждая мизансцена, созданная с тонким юмором, передает неповторимую атмосферу юности, дружбы, любви.