В шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета состоялась презентация открывшейся сегодня выставки Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева «Засушенному – верить».
Выставка рассказывает о людях, которые попали в условия репрессий и несправедливости, в неожиданном ракурсе – через лист гербария, который выступает как научный источник, архивный документ, метафора памяти и хрупкости жизни.
«На выставке рассказывается о Соловецком лагере особого назначения и луговых травах, которые вместе с заключенными были перенесены на несколько тысяч километров от привычных мест обитания. Начало этой истории возникло благодаря советскому ботанику Владимиру Вехову, умевшему читать лес, как текст, и узнавать растения в лицо. Растения были собраны возле лагерных бараков на Белом море. Луговые травы могли произрастать только тогда, когда лес вырублен и лесные сообщества разрушены изменившимися условиями. Листы гербария становятся документами, дополняющими архивные. Поэтому название выставки напоминает пометку "Исправленному – верить". Растения иногда становятся голосом, иногда – телом людей, от которых не осталось имен, а остались только строчки в лагерных отчетах», – отметила автор и куратор выставки, старший научный сотрудник Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева Надежда Пантюлина.
Экспозиция создавалась в течение 9 месяцев благодаря кропотливой работе в архивах и библиотеках. Н. Пантюлина работала в Центральном архиве ФСБ России, Цифровом гербарий МГУ, Фонотеке голосов животных им. Б.М. Вепринцева Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева. В целом в создании выставки помощь оказали 108 человек.
«Выставка телесна, моделирует ощущаемый опыт и тот опыт, в котором мы не должны оказаться никогда. У нее выстроенный ритм. Выставка состоит из четырех остановок: сгущенные места с концентрированными предметами чередуются с пространственными предметами для взгляда со стороны. В местах, где нужны были дополнительные ощущения, расположены работы современных художников. В казанской выставке есть две работы Рашида Сафиуллина», – подчеркнула Н. Пантюлина.
Экспозиция открывается сухими травами, а завершается работами современных художников, чтобы взаимодействие с трудной темой не было отторгнуто, а запечатлелось у посетителями в памяти и ощущениях.
В проекте уже участвуют гербарии университетов Воронежа, Санкт-Петербурга, Перми и Москвы. Растения собраны из более чем 40 локаций.
«Выставка включает большую научно-исследовательскую часть. Она является самодостаточным научным исследованием, которое не преследовало цели подвести итоги политическим репрессиям. Мы выбрали иные объекты, которые рассматриваются на выставке как следы», – подчеркнула в свою очередь директор Музея истории Казанского университета Светлана Фролова.
На выставке в КФУ показаны и местные истории о репрессированных ученых Казанского университета, колонии ОГПУ в Раифском монастыре, подвесной чернильнице эвакуированного Дмитрия Лихачева, хлебе из лебеды голодного военного времени и чистописании между строк подлежащих списанию книг врагов народа – из воспоминаний Государственного Советника Татарстана Минтимера Шаймиева и его учительницы Хадичи Ахмадуллиной.
Кроме того, представлена трогательная история знаменитого татарского поэта Хасана Туфана и его жены, которая погибла, спасая мужа от голода. На мероприятии присутствовал и внучатый племянник Х. Туфана, заведующий кафедрой квантовой электроники и радиоспектроскопии Института физики КФУ Мурат Тагиров.
Отметим, выставку можно будет посетить в Музее Н.И. Лобачевского КФУ до 8 ноября.