В Казанском федеральном университете состоялось первое мероприятие казанской студии Российского общества «Знание». На «Марафоне открытий» прошла панельная дискуссия «Инновации в образовании. Что можно улучшить в обучении?», где представители КФУ обсудили образовательную, научную деятельность в университете.
Напомним, сегодня общество «Знание» совместно с КФУ открыло в университете казанскую студию для создания просветительских материалов.
В панельной дискуссии приняли участие проректор по научной деятельности Дмитрий Таюрский, проректор по биомедицинскому направлению Андрей Киясов, директор Института информационных технологий и интеллектуальных систем Михаил Абрамский, доцент кафедры политологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Виктор Сидоров.
В начале мероприятия был дан старт голосованию для участников и зрителей на тему участия молодежи в научных кружках.
Панельная дискуссия началась с вопроса о научной любознательности.
«Подготовка популяризаторов науки – большая и сложная задача. Реализовывать образовательные программы в университете – это одно, быть популяризатором науки – совсем другое. Нельзя насильно привить любознательность», – отметил Д. Таюрский.
По мнению А. Киясова, наука – это постоянный поиск, независимо от того, ведется ли этот поиск вручную или через гаджеты. В высшем образовании обязательно должна быть исследовательская стезя, считает он. По словам В. Сидорова, у человека, интересующегося наукой, должна быть особая любовь к ней. Поэтому в этом деле важна любознательность и умение задавать правильные вопросы.
Во время дискуссии прозвучал вопрос об удержании внимания молодого поколения.
«Как юное поколение заставить 1,5 часа слушать лекцию? Это невозможно без театральной постановки и четкого выстраивания выступления. Если действовать наоборот, то мы проиграем современным умам», – отметил В. Сидоров.
По мнению проректора по научной деятельности, в этом помогут мимика, жесты, презентация, демонстрационные опыты. Именно эти методы во много раз повышают информативность образовательного процесса.
Также ученые КФУ рассуждали на тему клипового мышления молодежи. По словам директора ИТИС, сложность не только в возможностях XXI века, а также в том, что у человека должна быть сформулирована некая культура и сила мысли для умения сконцентрироваться и научиться этому.
Участники обсудили и инновационную деятельность, которая реализуется в КФУ.
«В нашем университете мы делаем акцент на инженерию, область высоких технологий. Мировые экономические рынки меняются, а технологии сменяют друг друга раз в 5-7 лет. Мы пытаемся включить в образовательную программу философию инженерии. Любое создаваемое инженерное решение состоит из нескольких этапов: идеи, жизненного цикла и завершения», – заметил Д. Таюрский.
По мнению директора ИТИС, университет – это еще и площадка, где дается право попробовать, здесь ценой ошибки может быть только оценка.
«Как только выпускник переступит порог вуза, он уже не имеет права на ошибку. Во время учебы обучающийся должен попробовать многое. Мы иногда даем студентам известные проблемы, и они должны найти решения. В большинстве случаев это бывают командные проектные работы», – сказал он.
По словам А. Киясова, необходимо найти золотую середину между образованием и наукой.
«Университет – уникальное место, где образование неотделимо от науки, а наука неотделима от образования. Для меня парадигмой является то, что каждый должен заниматься и наукой, и образованием. У нас есть студенческие научные кружки. В большей степени в науку вводит учитель, точно так же, как ведет ученика в первый класс. У каждого пришедшего в науку есть свой учитель, перед которым нужно преклоняться», – считает проректор.
Участники панельной дискуссии отметили, что сегодня требуются специалисты, которые могут работать в различных смежных областях.
Во время мероприятия участники затронули и научно-популярный проект «PROНаука в КФУ», который направлен на популяризацию науки не только в Казани, но в целом по Татарстану.
В завершение дискуссии подвели итоги опроса, по результатам которого 53,8 процента респондентов ответили, что принимают участие в научных кружках; 30,8 процента опрошенных собираются это сделать; 15,4 процента не принимают участия в научной деятельности.
Подводя итог дискуссии, Д. Таюрский отметил: нужно понимать, что наука не для всех. Нет необходимости всех привлекать в науку. Для некоторых людей может быть интересна совсем другая сфера, утверждает проректор КФУ.