В шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета состоялся научно-популярный лекторий «Эпоха "цифры": как технологии меняют мир». Мероприятие, организованное Департаментом по информационной политике КФУ, прошло в рамках Дня российской науки и было посвящено Году цифровизации в Татарстане.
Во время лектория состоялись лекции об искусственном интеллекте (лектор – директор Института информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ Михаил Абрамский); о необходимых качествах, которые должен выработать человек, чтобы оставаться актуальным в современном мире (сооснователь и управляющий партнера группы компаний «Технократия» Булат Ганиев); о цифровой трансформации и продуктовом подходе в государственных проектах (начальник отдела цифровой трансформации в сфере культуры, образования и политики Центра цифровой трансформации РТ Булат Габдрахманов). Прямая трансляция лектория была доступна в официальной группе КФУ «ВКонтакте».
В начале своего выступления М.Абрамский остановился на разъяснении слова smart, которое также используется как перевод термина «искусственный интеллект».
«Искусственный интеллект позволяет делать быстрее то, что раньше делал человек. Но это не простые действия, а активности, присущие человеческому мозгу, к примеру, узнать человека на фотографии, найти информацию, принять решение», – отметил директор Института ИТИС.
Есть несколько факторов, которые породили использование искусственного интеллекта: появление более мощных компьютеров, использование программных библиотек в большом количестве, понижение порога вхождения в них; развитие цифровой экономики. Возникла задача рекомендаций.
«Искусственный интеллект не такой сложный, каким может показаться. Но если его работу не анализировать, то он может сойти с ума, то есть перестать работать адекватно», – отметил М.Абрамский.
Булат Ганиев в своем выступлении больше всего обращался к технологиям.
«Мы живем в таком мире, где человек создает технологии, а технологии создают человека. То, как мы изменились, влияет на то, что мы создаем. С появлением информационных технологий, появляется термин "феномен общественного мозга". Таким образом, к примеру, часть функций, которые раньше мы хранили в себе, сейчас стало возможным делегировать неким технологическим решениям. Раньше мы помнили номера телефонов. Сейчас функция памяти становится менее востребованной. Если мощная система еще более усиливается, то отдельно каждый человек становится слабее: объем его памяти сокращается. Надо действовать на контртренде», – отметил спикер.
По его словам, технологии стараются сделать нас проще, и человек оцифруется в последнюю очередь. Людям необходимо развивать критическое мышление.
«Досуг связан с производством, даже когда вы отдыхаете, вы работаете на производство контента – размещаете пост в соцсети. Очень важно уметь остановиться», – подчеркнул он.
По его словам, нужно специально заставлять себя читать более сложную литературу, а не поддаваться трендам соцсети TikTok и довольствоваться короткими видеороликами, которые не развивают человека. Потому что в будущем каждый попадет в peer-to-peer экономику. Будущее все больше похоже на спорт, и чтобы быть конкурентным, нужно больше читать. Необходимо учиться усиливать себя, считает Булат. Он отметил, что ему реально страшно жить в мире, где люди не способны заставлять себя заниматься чем-то более сложным.
Спикер высказался и по теме 4-часового рабочего дня.
«Восьмичасовой рабочий день – это идея линейного вида работы. Вредно сегодня перекладывать старые нормативы Форда и Тейлера на креативные профессии», – отметил он.
Булат Габдрахманов подробно остановился на деятельности Центра цифровой трансформации РТ, который является единым государственным заказчиком по цифровым сервисам, реализующимся в Татарстане. Основные направления работы: поддержка текущих информационных услуг, информационная структура, разработка новых сервисов. По словам Б.Габдрахманова, специалисты стремятся к проактивному сервису.
Во время выступления он рассказал о проекте «Электронное образование», который на сегодня объединяет 430 тысяч учащихся республики.
«Суть продуктового подхода в том, что нужно начинать с самих пользователей. Именно это позволяет прийти к хорошему результату. Главное – это взаимодействие с теми, для кого ты делаешь продукт. К примеру, мы собирали мнения учеников, учителей, создали Customer journey map – карту пути пользователя. Когда эти проблемы выставляешь в приоритетном порядке, то получаешь востребованный сервис», – рассказал спикер.
В будущем в ЦЦТ планируют создать новую платформу для учащихся республики, которая будет более удобной для взаимодействия с учителями. Для администрации, государственной власти это станет dashboard (визуальное представление данных, сгруппированных по смыслу на одном экране для более легкого визуального восприятия информации – прим. ред.), это поможет принимать необходимые решения, считает Б.Габдрахманов.