Социальный проект сотрудников кафедры психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования «Мама знает! Пора говорить» стал победителем конкурса Фонда президентских грантов.
Руководитель проекта, заведующая кафедрой психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования КФУ Анна Ахметзянова сообщила, что в рамках реализации проекта будет создан онлайн-курс для родителей, воспитывающих ребенка в возрасте до 3 лет с риском возникновения нарушений речи.
«Этот курс мы разрабатываем достаточно давно, поэтому большая часть работы уже сделана. Он будет размещен на платформе для бесплатных онлайн-курсов от ведущих вузов и кампаний страны Stepik к концу этого года», – пояснила заведующая кафедрой.
Анна Ахметзянова отметила, что ранний возраст – от рождения до 3 лет – чрезвычайно ответственный период для психического развития любого ребенка.
«В этот период родители в основном заняты удовлетворением физиологических потребностей детей и недостаточно внимания уделяют доречевому развитию. Они не понимают, что предречевые навыки – это значимые показатели психофизического развития ребенка раннего возраста. Упускается драгоценное время, когда помощь ребенку максимально эффективна, – говорит психолог. – Успешный запуск нормативного речевого развития ребенка с риском возникновения нарушений на первом году жизни определяет динамику всего его дальнейшего психического развития».
Часто мама и папа не замечают возникающих у малыша сложностей в развитии. Вместе с тем они в состоянии самостоятельно провести элементарную диагностику, выявить некоторые проблемы и скорректировать развитие ребенка. Нужно просто их научить этому, уверена Ахметзянова.
Риск появления неврологических нарушений существенно возрастает, если у мамы были серьезные проблемы со здоровьем во время беременности или тяжелые роды, отметила она.
«Как правило, для ребенка все это не проходит бесследно. Если есть выраженные нарушения, то ребенку ставится соответствующий диагноз, и с ним начинают работать врачи. В то же время, если нарушения "стертые", не ярко выраженные, то родители не всегда их замечают, и драгоценное время уходит», – говорит Ахметзянова.
Существует и другая проблема: молодые родители не всегда могут оценить достоверность и качество информации в интернете, где они часто ищут ответы на свои вопросы.
«Из-за этого тоже появляются трудности в ходе семейного сопровождения развития детей раннего возраста с риском возникновения нарушений», – подчеркнула завкафедрой.
Такие дети требуют повышенного внимания со стороны окружающих, в первую очередь, родителей, с ними нужно установить грамотное развивающее взаимодействие, начиная с рождения. Оно им жизненно необходимо. Об этом и многом другом будут рассказывать родителям во время онлайн-уроков сотрудники кафедры.
«Мы будем не только рассказывать, но и показывать, как нужно вести себя с ребенком, у которого есть риск возникновения нарушений, чтобы он правильно развивался, – проинформировала А. Ахметзянова. – Если мы научим родителей правильно организовывать развивающее взаимодействие с ребенком, то риски возникновения нарушений существенно снизятся и удастся добиться продвижения ребенка по пути нормативного развития».
По словам Анны Ахметзяновой, финансируемый Фондом президентских грантов проект выполняется в рамках сотрудничества ИПО с Центром развития инклюзивного образования Российской академии образования.