Сегодня в Химическом институте имени А.М.Бутлерова состоялось мероприятие, посвященное открытию мемориальной доски в честь 100-летия со дня рождения химика Андрея Алексеевича Попеля.
В этом году отмечается 100-летие со дня рождения профессора, заведующего кафедрой неорганической химии А.А.Попеля, который является основоположником применения ЯМР-релаксационного метода для исследования координационных соединений в растворах. У мемориальной доски, появившейся близ актового зала Химинститута, собрались ученики Андрея Алексеевича, его родные и близкие. Открытию предшествовала речь директора института Владимира Галкина.
«Андрей Алексеевич Попель – это выдающийся представитель Казанской химической школы. Он основал новое научное направление применения ядерно-магнитной релаксации для анализа комплексообразования. Это было поистине новым направлением в мире, доминирующим на кафедре неорганической химии Химического института, - отметил он. - Попель был замечательным человеком. К сожалению, он достаточно рано ушел из жизни, но мы видим, что память о нем хранится в наших сердцах. То, что мы помним наших ученых, подчеркивает значимость преемственности поколений, научных школ. Сегодняшнее событие является знаковым для химической школы».
«Обрамлением» мемориальной доски стали два стенда, созданных благодаря совместной работе Музея химической школы КФУ и ученикам Андрея Попеля. На них представлена биография ученого: детство, юность, информация о научной работе (кандидатская и докторская диссертации), годы жизни, связанные с Казанским университетом, архивные фотографии, на которых запечатлены коллеги, а также родные и близкие Попеля.
«Андрея Алексеевича я не знала. Поскольку живы его ученики, мы обратились именно к ним», - пояснила заведующий отделом музея Лиана Алтынова.
По словам доцента кафедры неорганической химии Химического института имени Бутлерова Валерия Штырлина, Андрей Алексеевич был не только большим ученым, но и замечательным педагогом, «человеком исключительной духовной красоты»:
«Он очень внимательно относился к молодежи. Понимал, что будущее зависит от их воспитания. Если у кого-то были вопросы, он всегда находил возможность помочь. Помогал он очень тонко и деликатно. Никогда ни на кого не повышал голос, он просто давал совет, - вспоминает В.Штырлин. – Когда я поступил в университет, для меня одинаково интересны были неорганическая и органическая химия. Мне рассказали, что Андрей Алексеевич является основателем нового магнитно-релаксационного метода анализа, который был открыт в России. Это и определило мой выбор. Я с удовольствием стал заниматься этим методом, никогда об этом не пожалел».
На церемонию открытия мемориальной доски были приглашены дочь, внучка и правнук Андрея Алексеевича.
«Мой отец был для меня всем: и с точки зрения человеческой, и с научной. Перед моими глазами всегда зримо встает работа отца, его отношение к студентам, к людям в целом. Меня все уговаривали идти учиться в мединститут. Как я решила связать свою жизнь с аналитической химией, мне сказать трудно…», - поделилась воспоминаниями Татьяна Преображенская.
Правнук Андрея Алексеевича Попеля, названный в честь прадеда, отметил, что в их семье есть «своеобразный культ прадеда».
«Он отметился в жизни многих людей, прежде всего, как учитель с большой буквы – у него огромное количество учеников. Они продолжили его дело после того, как прадеда, к сожалению, не стало. Они же и продолжили поддерживать контакты с моей бабушкой. Я рос в понимании, насколько важен прадед был людям, которых он вывел в профессию, в большую науку. Сплоченность его учеников мы ощущали даже дистанционно – настолько мощный заряд созидания и позитивной энергии он здесь оставил», - подчеркнул Андрей Каменецкий.
Чествование ученого продолжилось научной сессией.
Для справки. Андрей Алексеевич Попель - выпускник Казанского университета, заведующий кафедрой неорганической химии. В стенах Казанского университета он заложил основы современной школы химиков-неоргаников. В настоящее время возможности разработанного А.А.Попелем магнитно-релаксационного метода развиваются и реализуются его учениками и последователями при изучении реакций с участием биологически активных веществ, супрамолекулярных систем (комплексов «гость-хозяин», организованных полимолекулярных ансамблей), нанообъектов (растворов углеродных наносистем), в разработке контрастных агентов для медицинской диагностики.