В издательстве Казанского федерального университета вышла монография «Социальные взаимодействия в контексте цифровой социализации молодежи».
Одним из авторов книги является доцент кафедры общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Анна Липатова.
«В центре нашего исследования – молодежь как специфическая социально-демографическая группа, которая сегодня активно вовлечена в цифровое потребление. Мировая статистика показывает, что каждый второй молодой человек от 16 до 24 лет проводит в интернете более 4 часов в сутки, в России этот показатель достигает 6 часов», – сообщила автор.
Исследователи считают, что причины обращения к цифровой среде у представителей поколения Z и более старших возрастных групп разные.
«"Зумеры" на 47 процентов чаще, чем "миллениалы", "иксы" и "беби-бумеры", называют общение и контакт с друзьями в качестве ведущего мотива гейминга. Видеоигры выступают инструментом коммуникации, социализации и приобщения к ценностям референтной группы в виртуальной среде. В таких условиях традиционные агенты первичной социализации (семья, школа, сверстники) постепенно начинают конкурировать с новыми агентами цифровой социализации – виртуальными сообществами, контекстами и медианарративами», – рассказала Анна Липатова.
Ссылаясь на одного из ведущих социологов в области изучения информационного общества Мануэля Кастельса, Анна утверждает, что интернет сегодня – это воплощение свободы и личного творчества, источник новой экономики и общественного движения.
Для исследования структуры социальных взаимодействий в виртуальных сообществах авторы книги использовали метод социального сетевого анализа (SNA), который позволяет структурировать сложные процессы и выявлять закономерности в виртуальной среде.
«Так, используя социальный сетевой анализ, можно выяснить, почему одна информация распространяется быстро, как "информационная эпидемия", а другая не может преодолеть информационные барьеры. Он позволяет выявить и лидеров мнений, понять их коммуникативные стратегии, благодаря которым они идейно вдохновляют и других пользователей», – проинформировала доцент КФУ.
Социальные взаимодействия в виртуальной среде анализируются в книге инструментами парсинга и аналитики данных.
«Они позволяют визуально представить сложную сеть в виде моделей и графов. Это очень похоже на схему метро, где есть "узлы" – станции и путь между ними – ребра. По этому же принципу узлами могут выступать пользователи, сообщества, а ребрами – какие-либо взаимодействия или характеристики», – сказала Анна.
В монографии в качестве примера приведены программные коды для различных видов сетевого анализа, что может стать хорошим подспорьем для тех, кто только начинает осваивать сетевой анализ.
«На практике мы исследуем модель сегрегации Томаса Шеллинга, а именно: какие факторы побуждают пользователей в цифровой среде объединяться в сообщества или, напротив, отстраняться от окружения, – говорит социолог. – Такой подход позволяет обратиться к современной теории информационных пузырей и эхо-камер. Речь идет о замкнутых виртуальных пространствах, где действуют свои законы сохранения единства. Например, когда пользователь приходит в достаточно закрытое сообщество, то обязан соблюдать строгие правила, главное из которых: ты должен разделять единые установки, иначе окружение тебя "выдавит" из этого сообщества».
Кафедрой общей и этнической социологии ИСФНиМК совместно с Институтом информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ был разработан аналитический сервис парсинга и аналитики данных соцсетей.
«Благодаря этому инструменту мы определяем особенности формирования общих групп пересечений у пользователей молодежных виртуальных сообществ "ВКонтакте", – рассказывает Анна Липатова. – Так, например, был выявлен высокий уровень общих интересов у пользователей в сообществах, имеющих ярко-выраженного неформального лидера. Представители этих сообществ, как правило, имеют тесное оффлайн-взаимодействие. Кроме того, общность интересов фиксируется в сообществах, участники которых заняты в инициативах, связанных с активизмом и развитием творческой активности, лидерством».
Наряду с сетевым анализом в книге, соавторами которой являются доцент кафедры экспериментальной лингвистики и межкультурной компетенции Пятигорского государственного университета Оксана Гончарова и доцент кафедры стилистики и риторики Кемеровского государственного университета Галина Напреенко, рассмотрены социолингвистические методы исследования виртуальной коммуникации, а также разобраны примеры ролевых моделей комментаторов в виртуальных сообществах. В монографии объясняется, например, каким образом выражаются тактики «активного доброжелателя» или агрессора-тролля.
Монография создана в рамках проекта «Цифровая социализация и цифровая компетентность молодежи в условиях глобальных системных изменений: технологии регулирования, риски, сценарии», над которым работают сотрудники кафедры.