Концепция комплексной модернизации образовательного процесса «Smart education» («умное обучение») активно развивается в Центре дополнительного образования, менеджмента качества и маркетинга ИГиНГТ.
На сегодняшний день в Центре разработана и внедрена система автогенерации курсов, запущен первый в КФУ общедоступный мультимедийный образовательный ресурс (собственный MOOC), на стадии строительства находится «Инкубатор дистанционных образовательных проектов», а число «онлайн выпускников» растет с каждым днем.
В основе «Smart Education» лежит индивидуальный подход к обучающемуся – образовательная программа должна быть нацелена на конкретно человека, быть гибкой, доступной и находиться в интерактивной образовательной среде. Совсем недавно термин «индивидуальная образовательная траектория» вызывал массу вопросов, а идеи зарубежных вузов, предлагающих студентам самим составлять учебный план и формировать свою программу, казались безумными и невыполнимыми. Сегодня же индивидуальный подход является основой Болонской системы и внедрен в большинстве вузов.
Однако мало кто знает о системе автогенерации учебных программ, которая объединяет в себе сразу два компонента: онлайн обучение и индивидуальный подход. Еще в прошлом году в Центре дополнительного образования, менеджмента качества и маркетинга Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ была создана уникальная «Система автогенерации курсов», которая позволяет любому человеку, желающему повысить свои компетенции и получить новые знания, составить свою индивидуальную дистанционную траекторию обучения в зависимости от потребностей и возможностей.
На сайте Центра (cdoGEO.ru) размещена виртуальная витрина, на которой размещены образовательные модули по нескольким направлениям: «Геология и геофизика», «Разработка месторождений», «Экономика, менеджмент и финансы», «Геодезия и Маркшейдерское дело», «Метрология», «Кадастровая деятельность» и «Английский язык в сфере геологии и нефтегазовых технологий». Каждое из направлений состоит из отдельных модулей, общее число которых составило 61. Таким образом, потенциальный слушатель может составить из представленных модулей 2305843009213690000 (два квинтиллиона триста пять квадриллионов восемьсот сорок три триллиона девять миллиардов двести тринадцать миллионов шестьсот девяносто тысяч) программ индивидуального обучения. Цифра на первый взгляд вызывает улыбку, однако, это реальное число образовательных траекторий, которые находятся на площадке одного сайта. Автором курса сегодня является не только преподаватель, но и сам слушатель, который выбирает из представленного перечня модулей свою программу обучения. За прошедший 2017 год в ЦДОМКиМ выпустились 137 слушателей, которые прошли обучение по 22 онлайн траекториям и программам с применением дистанционных форм обучения.
Еще одним нововведением Центра дополнительного образования ИГиНГТ является создание общедоступного мультимедийного образовательного ресурса «Общая геология» (earthscience.ru) в рамках нового проекта «1 курс – 1 сайт». Бесплатный ресурс, на котором любой человек может получить знания об основных закономерностях развития Земли, ее места в космическом пространстве, внутреннего строения; сведения о вещественном составе земной коры — минералах, горных породах и их образовании; знакомит с важнейшими закономерностями геологических процессов, с общей характеристикой главных структурных элементов Земли. Это первый массовый открытый онлайн курс, созданный на базе КФУ, над которым трудились преподаватели Института геологии и нефтегазовых технологий и сотрудники Центра.
«Сайт носит не только информационный характер, но и профориентационный — доступный интерактивный материал, разработанный специально для широкой аудитории», – поделился директор ЦДОМКиМ Ильдус Чукмаров.
«Общая геология» также является первым ITunes курсом КФУ, который находится на площадке уже больше года.
Для создания качественного мультимедийного контента необходимо создавать и развивать «Smart Infrastructure» («умную инфраструктуру»). Так, в 2018 году на базе Института геологии и нефтегазовых технологий завершается строительство Инкубатора дистанционных образовательных проектов, который станет площадкой по созданию контента для MOOC, а также универсальным виртуальным классом для проведения вебинаров, занятий с неограниченным количеством слушателей, в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В ближайшее время планируется создание англоязычных дистанционных программ и выход на международный рынок образовательных услуг.