Сегодня, 7 октября, в Казани на базе КФУ завершил свою работу Всероссийский психологический форум.
Формат мероприятия предусматривал собрание ведущих психологов России, представителей региональных отделений Российского психологического общества. География Всероссийского психологического форума была обширна: от Калининграда до Хабаровского края. Представлен опыт работы психологов 70 регионов России, а также представителей психологических организаций стран ближнего и дальнего зарубежья, что позволяет ознакомиться с существующими трендами психологии.
По названиям секций материалов научной программы психологического форума логично сделать вывод, что российская психология на современном этапе избирает прикладную, практикоориентированную направленность. Психологи изучают человека в военной, юридической, педагогической, управленческой деятельности. Они включаются в сферу здравоохранения, помогая врачам осознать старую истину, что лечить надо не только тело (организм), но и душу (психику) человека. Особенно необходима такая помощь людям, попавшим в ситуацию катастроф. Современно выглядят включения психологов в исследования по киберпсихологии. Создание сервисных роботов как помощников учителей, врачей, спасателей в системе МЧС не только перспективно, но и опасно в связи с возможной киборгизацией человека. И здесь нужно сотрудничество психологов и инженеров.
На церемонии закрытия было отмечено, что на форуме была реализована очень большая программа. В частности, был принят ряд рекомендаций по совершенствованию повышения квалификации педагогов-психологов в регионах России, обсуждены вопросы создания и функционирования общественно-профессиональной экспертизы образовательного процесса и разработки профессионального стандарта деятельности психолога. По словам президента Российского психологического общества Юрия Зинченко, в настоящее время «дорабатывается» концепция законопроекта о психологической помощи населению силами психологов и юристов МГУ и Госдумы.
В рамках форума работали 30 секций. Руководителем одной из них - «Психология катастроф» - выступила Юлия Шойгу.
«Подводя итоги, хочу сказать, что у нас прошла работа 30 секций, проведено больше 15 круглых столов. Многие вещи, которые мы обсуждали на форуме, нуждаются в скорейшем решении. И, как говорится, я ратую за то, чтобы мы состоялись как специалисты, деятельность которых значима и необходима обществу, – сказал на церемонии закрытия руководитель секции «Методология психологии», профессор, вице-президент Совета Международного бюро просвещения в Женеве, действительный член Российской академии образования Николай Нечаев.
Как отметил заведующий кафедрой психологии личности ИПО КФУ Леонид Попов, основной вывод, сделанный во время работы форума, – уделять как можно больше внимания профессиональному психологическому образованию.
«Наша секция была не такой многочисленной. Но докладчики с большой ответственностью отнеслись к своим выступлениям и сделали его доступным и понятным для других слушателей. Все мы изучаем научные образования в психологии, методологии, социальной психологии, психологии личности и так далее. Из чего можно сделать хороший вывод: почему же при всем движении к науке по общей психологии не было проведено ни одной секции? Надеюсь, что новый съезд учтет наши пожелания», - сказал он.
Лариса Цветкова отметила сложности, связанные со специальностью психолога: «В России необходимо обсуждать вопросы создания и функционирования общественно-профессиональной экспертизы образовательного процесса и разработки профессионального стандарта деятельности психолога. Хочется, чтобы психологи получали все те же льготы, не были отделены отпуском и статусом. Поэтому работа, связанная с аттестацией, продолжается, и я прошу помогать в этом деле – присылайте свои пожелания».
Руководитель секции «Юридическая психология» Михаил Марьин поблагодарил оргкомитет РПО за то, что впервые в работу форума психологов включено направление «Юридическая психология»: «Впервые мы смогли принять особое решение по ключевым вопросам развития психологической науки в области юридической психологии. Огромное спасибо - задачу свою мы выполнили, благодаря дружелюбной атмосфере, которая создавалась здесь нашими коллегами, психологам Казани».
Завершил церемонию закрытия директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин. Он напомнил, что в развитии психологической науки Казанский федеральный университет также имеет глубокие исторические традиции: это и открытие Владимиром Бехтеревым в Казани первой в России психофизиологической лаборатории в 1885 году, и Александр Лурия, который окончил наш университет. С Казанью связаны и имена психологов Владимира Ивановского и Моисея Рубинштейна, Евгения Климова и Нисона Пейсахова.
«У современных психологов КФУ имеются признанные российским профессиональным психологическим сообществом достижения. Лауреатами премии Правительства РФ в области образования стали профессора Александр Прохоров, Леонид Попов и Булат Алишев», - сообщил он.
Директор Института психологии и образования напомнил слушателям, что психология в Казанском университете позиционируется в рамках стратегической академической единицы «Учитель XXI века» - именно это направление формирует ответ на глобальные вызовы современности.
«Важным сегментом научной и образовательной деятельности института психологии и образования является психолого-педагогическое направление. Если говорить о науке как ответе на вызовы, то сегодня психологическая поддержка детей и подростков и является тем ответом, без которого трудно представить социализацию ребенка и образовательную практику в школах и дошкольных учреждениях. Завершившийся форум психологов доказал, что Казанский университет, его ученые, готовы работать и развивать российскую психологию», - заключил представитель КФУ.