Открытие V Международной археологической школы, которая пройдет на базе Болгарского историко-архитектурного музея-заповедника, состоялось 21 августа. Организаторами школы, проводимой при поддержке Фонда «История Отечества», выступают Казанский федеральный университет и Институт археологии им.А.Х.Халикова АН РТ.
В 2018 году в школе примут участие 102 человека. Среди них более 50 учащихся из 16 стран мира: США, Великобритании, Египта, Индии, Турции, Беларуси, Алжира, Филиппин, Польши, Эстонии, Пакистана, Хорватии, Германии, Швеции, Румынии, России, а также 16 преподавателей из США, Канады, Испании, Филиппин, Болгарии, Румынии и России. Кроме того, участие в организации школы принимают волонтеры.
Главной целью школы является консолидация отечественных и зарубежных научных и образовательных ресурсов для внедрения новейших достижений мировой науки в практику изучения и сохранения историко-культурного наследия народов Евразии. Школа ориентирована на потребности молодых ученых в знакомстве с новыми методами, представлении актуальных данных и коллаборации. На площадке школы участники имеют возможность представить свои уникальные творческие проекты, обсудить их, получить экспертную оценку.
«Международная археологическая школа в Болгаре играет очень важную роль в становлении специалистов не только в Российской Федерации, странах СНГ, но и на всем мировом пространстве. Она является площадкой, на которой традиционно взаимодействуют учащиеся и преподаватели из самых разных стран – всего за пять лет деятельности Международной археологической школы в ней приняли участие представители 26 стран мира, - обозначил руководитель школы, директор Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ Айрат Ситдиков. – В школе созданы условия для получения знаний от специалистов в условиях практики и, что немаловажно, непосредственно на объекте всемирного культурного наследия – Болгарском историко-археологическом комплексе. Важно и то, что как занятия, так и общение на площадке школы проходят в билингвальном формате, а следовательно, возникает возможность не только получить профильные знания, но и практику общения на иностранном языке. Кроме того, школа способствует выстраиванию межнациональных профессиональных контактов как среди молодых ученых, так и их связей с ведущими специалистами мира в той или иной области».
Программа школы из года в год меняет свой формат, оставаясь интересной и для тех начинающих специалистов, которые уже принимали в ней участие, – всего учеными КФУ и АН РТ разработаны 12 разноплановых образовательных курсов, из которых и составляется общий план посредством чередования курсов. Так, в 2018 году работа школы будет организована в рамках четырех научно-образовательных практико-ориентированных программ: геоархеология, археологический текстиль: реставрация, консервация, реконструкция, экспериментально-трасологические исследования древних орудий труда из некремниевого сырья (кость, рог, камень, металл), палеоантропология.
Так, направление «Археологический текстиль и кожа: реставрация, консервация, реконструкция» разработано для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых специалистов в области археологии. Представить любую культуру без людей невозможно, представить людей без костюма невозможно, представить костюм без одежды невозможно, а чтобы представить одежду, надо знать про ткани и кожу все, что могут дать археологические находки. Но мало найти, надо уметь сохранить и "прочитать" всю информацию, заложенную в данных артефактах. Направление включает отдельный модуль обучения методам исследования, полевой фиксации, консервации, реставрации и реконструкции археологического текстиля и кожи.
В свою очередь направление «Экспериментально-трасологические исследования древних орудий труда из некремниевого сырья (кость, рог, камень, металл)» сосредоточено на расширении у слушателей теоретических и практических знаний, навыков и умений работы с различными артефактами из некремниевого сырья в рамках научно-исследовательских и научно-практических проектов различного характера. Лекционный курс посвящен современным проблемам функционального определения и реконструкциям технологий изготовления орудий из некремниевого сырья. Практические занятия включают моделирование древних технологий и экспериментально-трасологический анализ разнообразных орудий.
Направление «Палеоантропология» обращено на расширение теоретических и практических знаний у слушателей, навыков и умений работы с палеоантропологическим материалом. Лекционный модуль посвящен современным проблемам физической антропологии. Практические модули охватывают основы работы с черепом, зубами и посткраниальным скелетом человека. Учебная программа направления также включает отдельный модуль обучения методам полевой фиксации, консервации и реставрации палеоантропологических материалов. Завершающий обучающий блок посвящен описанию патологических изменений зубов, костей черепа и посткраниального скелета.
И, наконец, «Геоархеология» объединяет широкий спектр направлений современных археологических исследований, использующих подходы и разработки естественнонаучных дисциплин - географии, геологии, ботаники, геоинформатики и т.д. В ходе работы предполагается ознакомление участников как с полевыми, так и с лабораторными методами геоархеологических исследований. Слушатели совместно с преподавателями проведут аэрофотосъемку участков местности с использованием БПЛА, полевые работы на стратиграфических разрезах, отбор и предварительную обработку образцов для получения хронологических и палеоэкологических данных. Лабораторные работы предполагают освоение слушателями базовых навыков проведения спорово-пыльцевых и фитолитных анализов, фотограмметрической обработки данных фотосъемки для получения трехмерных моделей рельефа местности, использования ГИС для пространственного анализа данных.
Наряду с научно-практической работой в рамках лабораторий по направлениям, программа школы предполагает проведение общего курса лекций по вопросам теории и методики сохранения и изучения историко-культурного наследия, а также современных технологий полевых исследований.
Участники школы также получают возможность провести исследовательские проекты на специализированных площадках школы под руководством ведущих российских и зарубежных преподавателей, а также опубликовать результаты своих исследований в сборнике материалов Международной археологической школы, который входит в РИНЦ. По окончании обучения все учащиеся получают удостоверение о прохождении повышения квалификации.
В завершение стоит отметить, что опыт организации международной археологической школы в Татарстане заинтересовал руководство ЮНЕСКО. По заявлению генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой, посетившей школу в 2017 году, подобная форма интенсивного обучения в непрерывном взаимодействии с ведущими специалистами в области археологии и реставрации непосредственно на объекте всемирного культурного наследия ЮНЕСКО является одной из наиболее эффективных из реализуемых в мире.
Работа школы продлится две недели – с 21 августа по 2 сентября.