25 января в Научно-образовательном центре практической психологии, этнопсихологии и психологии межкультурной коммуникации Института психологии и образования Казанского федерального университета стартовал 2-дневный образовательный модуль "Диагностика нормы и патологии в клинической психологии" для слушателей программы профессиональной переподготовки "Современные методы и техники прикладной психологии" 1-го года обучения.
Умение различать, диагностировать норму от патологии, работать с психосоматикой, пограничными состояниями, идентифицировать расстройства ими личности - являются важными навыками при подготовке будущих психологов-консультантов к практической деятельности.
Преподаватель первого дня, Ксения Пыркова, познакомила слушателей с общими положениями, структурой клинической психологии, основами психосоматики. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь. Слово "болезнь" в обыденном языке используется для характеристики таких состояний, которые не кажутся нам "нормальными", "такими, как это обычно бывает", и поэтому требуют особого объяснения.
Причиной возникновения и развития многих расстройств внутренних органов и систем (гипертоническая и язвенная болезни, неспецифический язвенный колит, бронхиальная астма, сахарный диабет, ревматоидный артрит, кожные заболевания) могут являться длительные по интенсивности и негативные по эмоциональному содержанию психические воздействия, болезненно воспринимаемые личностью, т.е. имеющие под собой психосоматическую основу.
Однако стоит воздерживаться и от излишней «психологизации» - современной тенденции, к которой порой склонны многие психологи в силу своей профессиональной деятельности, пояснил Юрий Калмыков, преподаватель второго дня курса.
«В основе далеко не всех событий и состояний лежат исключительно психологические причины. К примеру, выбор в пользу только психотерапии при онкозаболеваниях является некорректным: психотерапия может скорее помочь скорректировать качество жизни, но не увеличить ее продолжительность», - отметил Калмыков.
Распространенным поводом для обращения за психологической помощью к клиническому психологу часто также являются состояния повышенной тревожности, фобические состояния, депрессии. На вопрос слушательницы, что в работе психотерапевта является наиболее важным и действенным при обращении клиента с подобными запросами, Юрий Алексеевич ответил: «Важным является все: и знание подходов в консультировании, методов, техник работы, личность самого психолога, но наиболее важны ресурсы самого клиента». Задачей терапевта, психолога является помочь человеку найти и актуализировать внутри себя дополнительные психологические силы и способности, которые помогут отыскать новые пути и средства выхода из трудной жизненной ситуации.
Интерес к клинической психологии продиктован самой жизнью. Изучение данного раздела психологии является актуальным и востребованным как на пути профессионального становления психолога-консультанта, так и для общего развития в целом, понимания причинно-следственных связей тех или иных состояний человека.
Интерактивный характер занятий, вопросы-ответы, активное участие слушателей, практические упражнения – все это сделало процесс обучения максимально открытым, полезным, повысило уровень усвоения материала, максимально приближая теорию к практике.
Следующий модуль в расписании программы - «Психология развития и возрастная психология», он пройдет с 28 февраля по 1 марта. Запись открыта.