В Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета прошло организационное собрание с будущими абитуриентами и их родителями.
Гостей привестствовали: доценты кафедры национальных и глобальных медиа Высшей школы и преподаватели Школы молодого журналиста Роман Баканов, Марина Симкачева и Дмитрий Туманов, доцент кафедры связей с общественностью и прикладной политологии Руслан Бушков, магистрант Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Денис Коловский, а также выпускник Школы, теперь уже студент первого курса направления «Телевидение» Евгений Романов.
Открывая оргсобрание, руководитель Школы молодого журналиста Роман Баканов обратил внимание будущих коллег на технологичность современной профессии журналиста.
Сегодня стать автором медиатекста несложно, труднее привлечь к нему внимание аудитории и удержать его. Журналистика меняется очень быстро, соответственно ее преподавателям это необходимо учитывать.
Также Баканов кратко рассказал о преобразованиях в системе подготовки журналистов в Казанском университете: усилении практической ориентированности учебного плана, работе шоурума¸ где дают мастер-классы студентам известные медийные персоны (например, журналисты и редакторы Алексей Венедиктов, Жанна Агалакова, Тина Канделаки, Андрей Максимов, артисты Николай Басков, Дмитрий Маликов и Ренат Ибрагимов), ньюсрума – сердца информационной жизни университета, откуда происходит наполнение контент-ленты портала КФУ, а также студенты работают над созданием мультимедийного творческого проекта DragonNews, зала для учебных пресс-конференций. Несколько лет успешно работает студенческий телеканал UNIVER TV, оснащенный по последнему слову техники. Экскурсии туда ждут учащихся Школы молодого журналиста. Может быть, кто-то из них сможет создать там свои первые творческие работы, почувствовав себя настоящим корреспондентом.
Дмитрий Туманов назвал пять основных причин, чтобы освоить профессию журналиста.
«Во-первых, – сказал он, – здесь вы сможете научиться из непрерывно текущего потока информации «выуживать» самое важное, интересное и волнующее. Во-вторых, приобретете навыки интерпретации этой информации так, чтобы она оказалась актуальной, полезной и важной для всех. В-третьих, вы сможете детальнее узнать достижения ваших предшественников, оставивших багаж научных знаний, встав на которые, как на пьедестал, вы увидите дальше всех и больше всех. В-четвертых, вы сможете не просто лидировать, а с полной ответственностью за каждое свое слово вести за собой свою аудиторию. И, наконец, в-пятых, вы поймете, что значит по-настоящему любить свое дело, своих героев и своих читателей, как получать кайф от работы по двадцать четыре часа в сутки и где взять силы, чтобы вновь и вновь идти по крутой дороге познания мира».
По словам Дмитрия Туманова, журналист – это не профессия, а стиль жизни и образ мысли. Ведь автор не может «выключить» себя из состояния сбора информации для своих будущих или потенциальных материалов. Например, приходя на концерт или на спектакль как рядовой зритель, он не имеет права полностью расслабиться и просто получать удовольствие от увиденного, а должен отсматривать материал для своей потенциальной статьи, отбирать реплики для заголовка и синхронов, оценивать работу артистов, сценографа, костюмера, декоратора, режиссера и прочих соавторов представления.
«Подумайте, прежде чем поступать к нам учиться: сможете ли вы двадцать четыре часа оставаться журналистом, захотите ли вы променять радость тихой семейной жизни на стопроцентную «включенность» в информационное пространство? – спросил школьников Туманов. – Даже если вы найдете себе спутника жизни, вы не сможете отказаться ради него от своей журналистской сущности, варить борщи и просиживать все вечера рядом с дорогим вам человеком. А если семья будет состоять из двух журналистов, то ваш дом превратится в некое подобие информационного агентства, куда непрерывно будут поступать новости, а вы будет распределять их между собой, споря, кто лучше сможет эту новость донести до аудитории. Так что, выбирая профессию, вы выбираете свою дальнейшую жизнь. И от этого ваш выбор становится в тысячу раз важнее и значимее. Школа молодого журналиста – это не кружок по интересам, это первое вхождение во взрослую жизнь, это проба вашей дальнейшей судьбы».
Марина Симкачева, в свою очередь, дала абитуриентам совет: выбирая профессию журналиста, нужно понимать, почему вы это делаете. Надо ответить честно самому себе: кем я хочу быть в журналистике и что для меня журналистика. Жизнь, самореализация, карьера, бизнес, зарабатывание денег или желание быть полезным другим людям? Зачастую представление об этой профессии романтизировано благодаря яркому, глянцевому ее воплощению. По словам Симкачевой, важен мотив выбора профессии. Ее надо выбирать осознанно, понимая суть.
«Школа молодого журналиста поможет сориентировать в этом непростом выборе. Здесь вы поймете, в чем суть журналистской работы, и ваше решение быть журналистом укрепится - или вы осознаете, что это не ваше, – сказала Марина Симкачева. – Здесь хороший «трамплин», чтобы начать писать и узнать редакционную «кухню». Наши ученики постигают основы работы телевизионного, радийного и мультимедийного журналиста. Поступив в университет, они продолжают совершенствоваться как универсиальные журналисты. Если студент хочет работать по своей будущей профессии, у него не возникнет проблем с трудоустройством. У нас есть все необходимое для подготовки современного и конкурентоспособного специалиста. Родители, спросите своего ребенка, кем он хочет стать в этой профессии и что хочет привнести в нее».
Быть ответственным за каждое свое слово и поступок призвал начинающих журналистов Руслан Бушков. Он рассказал, что современный плотный информационный поток часто «соблазняет» творца на ошибки. Они проявляются, например, в искажении имен, фамилий, дожностей собеседников, в стремлении журналистов выдать свою точку зрения за факты и дать оценку событиям в новостях.
«Если вы решили стать журналистами, готовьтесь пропускать события через себя, описывая обстановку здесь и сейчас. Невозможно находиться на месте действий и абстрагироваться от ситуации. Вам придется все время смотреть вперед, интересоваться тем, что будет происходить, объективно освещая каждый факт. Учитесь работать с источниками информации», – посоветовал Руслан Бушков.
Магистрант ВШЖиМК и редактор студенческого онлайн-издания «Казанская стужурка» Денис Коловский кратко рассказал о том, что представляет собой эта электронная газета, в которой слушателям Школы предстоит опубликовать свои первые творческие работы. Он также отметил, что современные сочинения ЕГЭ – не лучший формат для развития журналистского мастерства, ведь когда работаешь с текстами новичков, сразу видно, кто готовится писать сочинение: у них вместо лида постановка проблемы, два аргумента и вывод. Это еще не журналистика».
Денис рассказал о важности создания творческого портфолио, которое не только может помочь при поступлении в Высшую школу, но и пригодится при знакомстве в редакциях.
Конечно, в начале придется много работать над своими текстами, исправлять ошибки. Закончил он свое выступление цитатой рэп-исполнителя Андрея Бледного: «Ннекоторые журналисты ради клика готовы дать на клык, а мы постараемся сделать так, чтобы вы не пополнили их число».
Далее Роман Баканов предложил собравшимся задавать вопросы, их было много. Гости спрашивали о форматах обучения, о том, действительно ли за полгода можно сделать интересное творческое портфолио, как проходят творческие вступительные испытания на направления «Журналистика» и «Телевидение», что там спрашивают и так далее. Пришедший на оргсобрание выпускник Школы этого года Евгений Романов подробно рассказал о том, как и почему надо участвовать в творческих фестивалях, что полезного там есть, дал инфомацию о программе обучения в Школе молодого журналиста и советы, как подготовиться к вступительным экзаменам на направления «Журналистика» и «Телевидение».
К слову, многие выпускники ШМЖ 2019 года поступили не только в Высшую школу журналистики и медиакоммуникаций КФУ, но и на бюджетные места факультетов журналистики столичных вузов.
К сожалению, из-за занятости на оргсобрание не смогли прийти корреспонденты «Казанских ведомостей». С редакцией этой газеты Школа молодого журналиста сотрудничает более десяти лет. Профессионалы стараются давать начжурам задания, помогают им довести тексты до ума, отредактировать под целевую аудиторию. Первым заданием для новичков обычно становится эссе на тему «За что я люблю и ненавижу свою школу». Затем им могут доверить блиц-опросы, заметки – как себя проявишь. Каждый год слушатели Школы молодого журналиста приходят в редакцию этого и других СМИ на экскурсию, где знакомятся с сотрудниками, их функциональными обязанностями. Они пробуют себя, создавая простейшие материалы, стремятся довести их до публикации, постепенно осваивая разные жанры. Многие выпускники Школы молодого журналиста, уже став студентами, приходят в «Казанские ведомости» на практику.
Программа обучения в Школе молодого журналиста рассчитана на полгода (окончание обучения - 20 мая 2020 года) и составлена так, чтобы обучающиеся (целевая аудитория – старшеклассники, абитуриенты, студенты других направлений и специальностей, возможно, желающие поступить к нам в магистратуру) за короткое время смогли не только многое узнать о профессии журналиста, но и подготовиться к творческому экзамену для поступления в Высшую школу журналистики и медиакоммуникаций.
Ребятам предстоит приобрести знания в области истории и современного состояния федерального и местного медиарынка, научиться самостоятельно писать творческие работы в разных информационных (и не только) жанрах журналистики, побывать в редакциях казанских СМИ и познакомиться с журналистами, подготовить свое творческое портфолио из опубликованных материалов и т.д. Занятия в Школе молодого журналиста проводятся в виде проблемных дискуссий, практических занятий, мастер-классов приглашенных журналистов, запланированы экскурсии в редакции СМИ и – если повезет – лучшие ученики примут участие в различных молодежных профессиональных журналистских фестивалях.
Во вторник (12 ноября) состоится первое в этом учебном году занятие в Школе молодого журналиста. Начало в 19.00 в аудитории 113 здания Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ по адресу: улица профессора Нужина, д. 1/37 (3-этажное здание в университетском городке напротив входа в спортивный блок КСК «Уникс»). Второе занятие запланировано на четверг (14 ноября) и пятницу (14 ноября). Так сделано потому, что кто-то из слушателей может ходить по четвергам, а кому-то удобнее прийти в пятницу. Занятия в Школе будут проводиться дважды в неделю с 19.00 до 20.30.
Запись на обучение в Школе молодого журналиста еще продолжается. Желающие могут позвонить по телефону 8-917-292-12-36 ее руководителю, доценту кафедры национальных и глобальных медиа Роману Петровичу Баканову или прислать заявку на обучение на его электронный адрес (rbakanov@yandex.ru или https://vk.com/roman_bakanov) с указанием Ф.И.О. обучающегося, номера школы и класса, а также контактного телефона для обратной связи.