Презентация концепции продюсерского центра Self-Made Media и предстоящего питчинга молодежных медиа, бурное обсуждение молодежных СМИ и темы фильтрации контента для молодежной аудитории — такой была открытая встреча с министром по делам молодежи Татарстана Дамиром Фаттаховым по формату «14…30».
Она прошла сегодня в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета и была посвящена необходимости создания молодежных медиа и присутствия молодежной повестки в информационном пространстве.
Во встрече, которая началась в 14 часов 30 минут, приняли участие редакторы и журналисты татарстанских медиа, представители студенческих СМИ, блогеры, молодые люди, которые захотели предложить свою идею через сайт молодоеминистерство.рф. Традиционно в формате «14…30» (молодежь — люди в возрастной категории от 14 до 30 лет) принял участие министр по делам молодежи Татарстана Дамир Фаттахов.
Помимо главы Минмолодежи республики, в качестве экспертов выступили директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский, редакционный директор интернет-журнала «Инде» Юлия Туранова, главный редактор интернет-журнала Enter Данил Губайдуллин, директор медиацентра КФУ Univer Ильдар Каримов. Также в качестве экспертов были привлечены блогер, главная "инстамама" Казани Алина Гималтдинова, видеоблогер, основатель канала #ГромкиеРыбы Тимур Исмаев, медиаменеджер Ярослав Муравьев, первый татарский инстаблогер Ринат Галиахметов и другие.
«Нет никаких сомнений, что вне зависимости от возраста аудитории, медиа должны быть актуальными и востребованными, отвечающими на запрос людей, где они могут найти ответы на свои вопросы, услышать разные точки зрения, — сказал в интервью журналистам Дамир Фаттахов. — Нужна полноценная палитра: разных медиа должно быть как можно больше, чтобы каждый человек мог найти свое и имел возможность выбора. Вторая важная составляющая — профессионализм работающих в медиа сотрудников, их подготовка. Для меня профессия журналиста — не менее значима, чем многие профессии в нашей жизни. Словом можно и замотивировать, и убить. Уровень СМИ — отражение уровня культуры и образования в обществе и наоборот».
По словам министра, чем больше будет разных площадок СМИ, тем богаче будет палитра мнений, контента, здоровой конкуренции, а это важная составляющая открытого диалога.
«Журналист в моем понимании должен быть профессионалом своего дела, чтобы мы как потребители могли послушать разные точки зрения и сформулировать свою позицию, исходя из общей палитры. Чем больше возможностей будет, тем более обоснованней молодые люди смогут сформулировать свою позицию», — считает он.
Сама встреча в шоу-руме КФУ началась с презентации концепции продюсерского центра Self-Made Media (SMM), которую провела магистрант КФУ, председатель Молодежного правительства Татарстана Алла Абросимова. По ее словам, SMM может стать уникальной площадкой для «прокачивания» молодежи в сфере медиа, повышению ее медиакомпетентности.
«В Татарстане существует проект «Алтын калям – Золотое перо» с более чем 20-летней историей. Какие-то идеи для Self-Made Media мы взяли оттуда, какие-то — из коммерческих проектов в сфере повышения медиакомпетентности молодежи. У нас возникла идея создания единого проекта — первого многофункционального молодежного продюсерского центра, который будет выполнять несколько функций. Прежде всего, это будет уникальная площадка для развития медиакомпетенций», — сообщила Алла Абросимова.
По ее словам, резидентами SMM смогут стать как отдельные люди, как и целые СМИ — студенческие издания, молодежные СМИ некоммерческих организаций.
«Впервые в Татарстане появится площадка, которая будет включать молодежь в возрасте от 16 до 30 лет. Мы будем работать с ребятами по семи самым топовым среди молодежи направлениям: копирайтинг, арт-дирекция, фотомастерство, видео- и телепродакшн, подкастинг, бренд-менеджмент и digital, — рассказала она. — Мы создадим интенсивную образовательную среду и будем работать на трехъязычном информационном поле с привлечением иностранных студентов».
Алла Абросимова также рассказала об идее создания медиаковоркинга в рамках проекта «Self-Made Media» — аналогов в Татарстане пока нет. «Здесь будут собраны все технические возможности для создания своих материалов, сюжетов, текстов», — пояснила она и заявила, что проект планируется реализовать совместно с Минмолодежи РТ.
В ходе 1-го блока дискуссии Юлия Туранова отметила, что ее издание использует различные пути доставления контента до молодежи, которая и составляет ядро целевой аудитории издания. Причем, в каждой соцсети есть своя специфика подачи информации.
«Нужно найти свою аудиторию и подавать контент именно тем языком и путем, которые ей интересны, переупаковывать информацию должным образом», — убеждена она.
В свою очередь Данил Губайдуллин также отметил активное взаимодействие с читателями Enter через соцсети.
«Каждое социальное медиа должно стать независимой площадкой, а не полностью транслировать традиционное медиа, — убежден он. — Подача контента должна отличаться. Молодежная аудитория супертребовательная».
Презентацию студенческого медиахолдинга КФУ Univer TV, в структуру которого входят Univer TV, телеканал КФУ и интернет-радио UFM, провел Ильдар Каримов. По его словам, для доставки информации до молодежной аудитории активно используется YouTube-канал, где особой популярностью пользуются ролики «Громких рыб».
В ходе дискуссии был поднят вопрос нехватки квалифицированных журналистских кадров. Представители всех участвовавших в дискуссии СМИ согласились с наличием этой проблемы.
«У молодежи в возрасте 16 и 30 лет совершенно разные медийные вкусы, разное восприятие информации. И сформировать универсального солдата-журналиста просто невозможно. Что касается формирования у будущих журналистов универсальных компетенций и навыков, необходимо активнее привлекать к учебному процессу практиков», — убежден Леонид Толчинский.
Директор Высшей школы журналистики КФУ также высоко оценил идею создания в Татарстане медиаковоркинга и отметил, что показатель трудоустройства выпускников журфака Казанского университета составляет 80 процентов. Многие работодатели уже с первых курсов берут на заметку лучших студентов, "ведут" их на протяжении всей учебы и забирают в свои редакции после окончания вуза.
Во втором блоке обсуждения выступили популярные блогеры Казани. Речь коснулась и ответственности блогеров перед своими подписчиками. В частности Алина Гималтдинова убеждена, что контент должен быть максимально близок целевой аудитории.
«Ответственность перед аудиторией дичайшая. К сожалению, не все блогеры придерживаются такого же мнения», — посетовала она.
Основатель канала #ГромкиеРыбы Тимур Исмаев, работающий на базе Казанского университета, представил концепцию проекта питчинга новых YouTube-проектов для предоставления новых возможностей молодежи. А известный инстаблогер «Татар малай» Ринат Галиахметов подчеркнул, что при создании контента у него всегда действует внутренний фильтр.
Наиболее горячие обсуждения вызвал третий блок встречи: нужно ли искусственно фильтровать контент через органы власти. Речь зашла и о запрещенных в последнее время концертах, клипах некоторых рэп-исполнителей. Позиция руководителя Минмолодежи РТ однозначна: запреты не перспективны, а повышенная суета, напротив, вызывает еще больший интерес со стороны молодежи.
«Запретами задача не решится, — убежден Дамир Фаттахов. — Важно, чтобы у молодых людей была разнообразная повестка. Мне лично не хотелось бы, чтобы мои дети смотрели или интересовались таким контентом. Но они сами сделают свой выбор. Вопрос — в уровне критического мышления у детей».
По мнению Леонида Толчинского, история с Telegram — показатель неэффективности любых запретов. Главный редактор издания «Площадь Свободы» Ксения Лукичева убеждена, что запрещенные группы не унижают человеческое достоинство, а вот государство, которое их запрещает, унижает его.
«Красной линией сегодняшней встречи звучала мысль про уровень подготовки людей, которые приходят в журналистику, среду, в которой они могут заинтересовываться профессией, — резюмировал Дамир Фаттахов. — Мы должны в том или ином формате — через гранты, семинары - создать соответствующую среду, в которой молодые люди благодаря наставникам, экспертам получали бы навыки и компетенции, которые нужны в изданиях. Необходимо создать среду, чтобы журналисты могли иметь разную палитру входа в профессию, не только через «Алтын калям».