В лицее-интернате № 2 Московского района Казани состоялась итоговая пресс-конференция министра образования и науки Республики Татарстан Ильсура Хадиуллина.
В начале мероприятия глава Минобразования Татарстана выделил три ключевых вопроса обсуждения: инфраструктура, новые технологии и содержание, кадры.
«Кадровый вопрос непростой. Закрепляемость выпускников высших учебных заведений более 50 процентов, что не так хорошо. Ежегодно из вузов нашей республики выходят 3000 специалистов (педагогического профиля), около 1000 – выпускники педколледжей. Это помимо бюджетных мест, количество которых ежегодно увеличивается (в этом году 2000 бюджетных мест было выделено на педагогические специальности)», – подчеркнул Ильсур Хадиуллин.
Он напомнил, что решением правительства республики с 2016 года осуществляется проект стипендиальной поддержки студентов – будущих педагогических кадров. Согласно этому решению студентам, обучающимся в вузах республики по ряду образовательных программ, предусматривающих педагогический вид деятельности, ежемесячно выплачивается стипендия в размере 15 тыс. рублей при наличии положительных результатов по итогам зачетно-экзаменационных сессий. Проект направлен на решение проблемы нехватки учителей математики, физики, химии, биологии, иностранных языков и учителей начальных классов в школах городов и районов республики. По договору после окончания вуза дипломированному выпускнику предстоит отработать в муниципальной образовательной организации республики не менее пяти лет по направлению подготовки (профилю), по которому проходил целевое обучение.
Данная программа реализуется в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета. В рамках программы студенты обучаются в билингвальной и полилингвальной траекториях. Министр посетовал, что большого конкурса на данную программу нет.
«О статусе учителя нужно говорить больше, с тем чтобы выпускники приходили в вузы на соответствующие специальности, а потом – работать в школы. Программа "Земский учитель" проблему кадров не решит, – отметил министр. – У нас сегодня не хватает учителей математики, физики, русского и английского языков».
В малокомплектных школах эти специалисты очень востребованы.
Говоря о предстоящем Годе педагога и наставника, И. Хадиуллин отметил необходимость создания Музея образования РТ, а также сборника, куда войдут знаковые имена работников сферы образования.
В ходе мероприятия был затронут вопрос, касающийся Болонской системы. По словам министра, в настоящее время на законодательном уровне изменений, связанных с уровнями высшего образования в России, нет.
«Проекты нормативных актов от Министерства науки и высшего образования РФ относительно Болонской системы к нам на рассмотрение также не поступали. В этой связи на данный момент обучение в вузах продолжается на основании действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по уровням: бакалавриат, специалитет и магистратура», – контактировал он.
К слову, для приема на 2023 год Министерством образования и науки России вузам Татарстана выделено свыше 20 844 бюджетных мест, из которых 60 процентов приходится на программы бакалавриата, 30 процентов – магистратуру и 10 процентов – на специалитет.
«На 2024 год пропорции распределения бюджетных мест по уровням высшего образования предварительно сохранятся на данном уровне», – сообщил глава Минобрнауки Татарстана.