В шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакомммуникаций Казанского федерального университета состоялся круглый стол на тему «Смешанное обучение: новые возможности и риски».
Круглый стол проводился с целью всестороннего рассмотрения вопросов, связанных с трендом высшего образования – смешанным обучением. Основной задачей реализуемого формата являлся поиск инновационных форм и методов организации образовательного процесса, отвечающего основным технологическим и интеллектуальным вызовам новой эпохи.
Модератором мероприятия выступил декан ВШЖиМК Леонид Толчинский.
В качестве экспертов в круглом столе приняли участие: директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Михаил Щелкунов, директор Института передовых образовательных технологий Светлана Котенкова, заместитель директора по научной деятельности ИСФНиМК Мария Ефлова, а также студент ИСФНиМК из Узбекистана Абдулфайз Джумаев.
О возможностях цифрового образования рассказала С. Котенкова. Первой была названа гибкость. Так, по мнению спикера, вне зависимости от внешних условий человек может быть доступен, равно как и контент, – 24/7. Также среди основных плюсов цифрового образования она видит возможность возврата к контенту. Цифровой подход, полагает директор Института передовых образовательных технологий, «позволяет правильно распределять время».
«Все, что касается знаний, изучения какого-то контента, можно перевести в цифровой формат. А вот отработку навыков, умений, особенно то, что связано со сложными характеристиками, метапредметными характеристиками, которые зарождаются прежде всего в коммуникации, следует перевести на кампус (очный формат обучения)», – отметила Светлана Котенкова.
Михаил Щелкунов поддержал тезисы С. Котенковой, в то же время представил и свою, философскую, точку зрения. В начале своего выступления он озвучил риски образования в «цифре».
«Образование определяется как единство обучения и воспитания. Для нас, старейшего вуза России, это аксиома. Если взглянуть, как цифровизация влияет на эти меры компоненты, то риски здесь разной величины и настороженности. Если говорить об обучательной компоненте, то здесь, пожалуй, единственный риск состоит в том, что цифровое обучение не справляется с целым рядом проблем, например пост-правдой. Если вы прибегаете к элементам цифровой среды, то она вместо объективных истинных данных может вам предложить высказывания типа post-truth. Так уж устроен Интернет, вы никогда не сможете докопаться до валидных оснований их истинности», – отметил он.
Прозвучало мнение, что преимущество цифрового обучения, по крайне мере на студенческой скамье, тяжелее риска.
«Стоит обратиться и ко второй компоненте – воспитанию. Здесь, пожалуй, величина риска намного перевешивает», – подчеркнул он.
К слову, Щелкунов напомнил, что в основе воспитания лежит трансляция ценностей:
«Ценность – это элемент нашего сознания, который формируется не знанием, а через убеждения».
В дискуссию включился Абдулфайз Джумаев.
«Как представитель иностранных студентов, скажу, что есть как плюсы, так и минусы дистанционного образования. Возможность студентов крупных вузов – оставаться дома в период пандемии и обучаться, не отставая от учебной программы. Лично мне на практике в прошлом году не хватило живого контакта», – поделился своим мнением он.
Также он указал на нюанс, связанный с подключением к сети за рубежом и в отдельных регионах России.
«Проблема передачи ценностей от преподавателя к студенту, возможно, решится», – считает он.
Эмоций в дискуссию добавила Мария Ефлова.
«Когда я захожу в аудиторию, вижу своих студентов, которых я люблю, у меня поднимается настроение, я хочу творить, обучать, исследовать. Это такой обмен энергией, который не сравнится с подключением к Microsoft Teams. Я живой человек; естественно, мне, как преподавателю, не хватает эмоциональной поддержки», – поделилась она.
В ходе обсуждения спикеры пришли к главному вопросу, ответ на который еще предстоит найти: что можно перевести в цифру, а что – нельзя?
«Держите глаза максимально открытыми, слушайте все, что происходит, отслеживайте тренды, но принимайте решения самостоятельно», – резюмировала Котенкова.
Благодаря коммуникациям можно принимать промежуточные решения, тестировать и пилотировать, обсуждать в очном формате, корректировать новые решения, дополнила она.
В завершение Джумаев обозначил необходимость следования времени, а Михаил Щелкунов, шутя, добавил, что компьютеры не заменят человека.