На протяжении многих веков история не являлась наукой в современном понимании, она была отраслью знаний, которая отчасти относилась к литературе и искусству. Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента в руке. Имя музы истории — Клио — произошло от греческого слова «прославляю». И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались, в основном, прославлению правителей. Само же слово "история" пришло из греческого языка - ἱστορία, historia – и означает «расспрашивание, узнавание, установление». Во всемирный день историка директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов и профессор кафедры всеобщей истории Эдуард Рунг рассказывают о том, как происходило становление истории как отрасли знания и науки, а также о том, как сегодня развивается наука в Казанском университете.
По словам Рамиля Хайрутдинова, историческая наука в Казанском университете активно развивалась непосредственно с момента своего зарождения.
«Мы гордимся своими знаменитыми научными школами – востоковедения, антиковедения, славистики, истории татарского народа, - которые сформировались за эти годы и получили признание, как среди российского научного сообщества, так и за рубежом. КФУ сегодня наряду с МГУ, СПбГУ, а также различными академическими центрами является один из флагманов исторического образования. И в годы своего формирования вуз не только не ослабил своих позиций, что, к сожалению, произошло во многих университетах, но и укрепил и улучшил их, - подчеркнул директор ИМО КФУ. – Мы не только сохранили кадры, но и существенно увеличили количество студентов, обучающихся историческим специальностям. Так, в ходе прошедшей недавно презентации исторического педагогического образования в КФУ Государственному советнику Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву, мы говорили о том, что, если сравнить общее число обучающихся на исторических специальностях в совокупности в Казанском государственном университете и Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете и число обучающихся сегодня на соответствующих направлениях подготовки в КФУ, то первое окажется почти в два раза меньше».
Сегодня историки КФУ работают на перспективу. Большое число проектов реализовывается совместно с партнерами из зарубежных вузов. Возвращаются из небытия и прежние позиции еще советских времен. Так, например, в области археологии КФУ возобновляет проведение российско-монгольских, ранее советско-монгольских экспедиций. А с открытием Института исследований Центральной Азии укрепились позиции КФУ и в области проведения исследований, в том числе и исторического характера, в этом регионе.
«Результаты активной деятельности историков КФУ регулярно получают признание и со стороны Российского исторического общества. Проведение работы на столь высоком уровне возможно, безусловно, благодаря поддержке руководства КФУ и лично ректора Ильшата Гафурова. Это помогает нам реализовывать проекты, которые работают на репутационную составляющую вуза, позволяют укреплять его позиции в различных рейтингах в сфере гуманитарных наук. История, несомненно, один из самых значимых сегментов этой большой работы», - резюмировал Хайрутдинов.
В этот день нелишним будет вспомнить и то, как происходило становление истории как отрасли знания и науки. Истоки развития истории как отрасли знания и становления профессии историка восходят к Древней Греции, напомнил Эдуард Рунг. Безусловно, на Востоке также создавались исторические сочинения, однако они были обезличены, анонимны. Они публиковались от имени правителей, но, разумеется, были написаны не ими, отметил ученый.
«В Древней Греции в условиях демократии формировался образ историка – человека, представляющего обществу свою интерпретацию тех или иных событий. При этом подход к изложению у историков Древней Греции был кардинально разным. Так, например, отец истории Геродот считал, что он должен рассказывать обо всем, что знает, но не должен верить всему – он давал возможность своим слушателям и читателям – а тогда история была не только письменным, но и устным жанром – выбирать наиболее достоверную точку зрения, версию событий на свое усмотрение. Противоположного мнения придерживался Фукидид – в своих трудах он представлял только ту версию событий, которую сам считал достоверной, - рассказал Рунг. – Наиболее близкой к позиции историка-профессионала среди древнегреческих историков была точка зрения Полибия, жившего в эпоху эллинизма. Он первым предложил читателю труды, содержащие историографическую критику, включающие в себя ссылки на авторов-предшественников и глубокий анализ их работ на предмет достоверности излагаемых фактов, а также позволяющие определить сильные и слабые стороны того или иного историка древности».
История же как наука начала свое формирование только в XIX веке, обозначил профессор кафедры всеобщей истории КФУ. Именно тогда специалистами был поставлен во главу угла критический подход к исследованию тех или иных событий, а также были сформированы методология и понятийный аппарат науки. И по сей день ученые пользуются достижениями тех времен.
«На современном этапе Казанский университет уделяет много внимания проведению исследований во всех периодах исторического знания – от античности до современности. Реализуется целый ряд крупных знаковых проектов. Так, например, сегодня историки Казанского университета работают над обоснованием методологического подхода к разделению исторических периодов – отделения периода новейшего времени от периода современности. Историки КФУ считают, что первый из упомянутых периодов длился с 1918 года до 2000-го, а история современности началась, соответственно, в 2000 году и продолжается по настоящий день. Значимость подобной работы не подлежит сомнению – исследование столь разных периодов предполагает использование совершенно разного инструментария, определение точных временных границ позволит применять наиболее подходящие методы изучения в каждом отдельном случае, а значит сделает результаты научных работ наиболее совершенными», - пояснил ученый.
Стоит отметить и еще один знаковый проект, отмеченный на днях грантом Фонда Потанина, - его суть состоит в создании магистерской программы «Публичная история: современные нарративные и визуальные практики». Ее суть состоит в создании образовательной базы для изучения того, как с помощью исторической информации формируется историческая память, национальная, культурная и гражданская идентичность общества, как выстраивается общественное мнение, отношение к современным событиям, тенденциям, личностям.