В Казанском федеральном университете состоялась встреча ректора Ильшата Гафурова с журналистами республиканских средств массовой информации.
Приводим текстовую версию общения с прессой.
О состоянии общежитий
Проблемы, которые сегодня обсуждаются, характерны не только для Казанского федерального университета, хотя, конечно, они нас радовать не могут. Хотелось бы, чтобы у нас все было в идеальном состоянии. Вопросы возникли о состоянии общежитий. Также понятно, почему они возникли сегодня, а не возникали 2 или 3 года назад. У нас нарушились все регламенты по вопросам нахождения наших студентов в этих общежитиях, связанные с известными событиями – с пандемией, когда большое количество студентов не могли уехать в летний период времени, и, соответственно, мы не могли проводить там какие-то ремонтные и регламентные работы, которые мы делали каждое лето.
Более того, проводимые всем известные мероприятия спортивного характера на территории нашей республики всегда затрагивали Деревню Универсиады. Основной акцент по ремонтным работам, и вообще по обеспечению всем необходимым, делали на Деревне Универсиады. Проводился, в частности, чемпионат WorldSkills. Мы должны были привести общежития Деревни Универсиады в достойное, пригодное для заселения всех участников этих международных мероприятий, соответствующее состояние, и все было сделано. Но ресурсы-то одни и те же. В старых общежитиях, которые мы называем Студенческим городком, ремонтные работы фрагментарно проводились практически всегда, за исключением последнего года. С другой стороны, вопросы, связанные с нахождением там, за исключением студентов, всех живых существ, тоже были всегда, еще когда я сам был студентом и жил в этих общежитиях в советские времена. Но мы всегда учились и убирали территорию сами.
Ситуация осложняется еще и тем, что многие вопросы были переданы студенческому самоуправлению. Мы исходили (и я лично в том числе) из того, что у нас, при дефиците общежитий, всегда возникают спорные моменты, и хотелось бы, чтобы люди научились (а они уже самостоятельные, взрослые, самым молодым из них 17 лет) выстраивать среду обитания самостоятельно. Но у нас есть разные студенты. Много иностранных студентов, их сегодня более 11 тысяч, из 106 стран мира. У людей, которые к нам приезжают, собственное видение мира, собственная культура. Где-то эти интересы совпадают, где-то не совпадают.
О снабжении горячей водой и об отоплении
Сегодня в общежитиях проводятся соответствующие ремонтные работы, и мы изыскали средства, порядка 80-90 миллионов рублей, чтобы обновить, в том числе, и мебель. Есть вопросы, которые мы должны решить в первую очередь. Это снабжение горячей водой и теплом. С горячей водой получилась такая ситуация: выяснилось, что эти сети бесхозные. Они не принадлежат университету и, как выяснилось, не принадлежат вообще никакой организации. Искать, кто и когда их построил, мы можем долго. Мы написали письма в соответствующие структуры исполнительного комитета города Казани и прокуратуру. Прокуратура Советского района признала, что сети сегодня бесхозные, и будет инициировать поиск хозяина. Но это может длиться месяц, год. Огромное количество студентов, проживающих в этих общежитиях (их более 2000), не могут находиться без горячего водоснабжения. Опережающими темпами мы поставили в этих общежитиях бойлеры. Понятно, что в бойлерах воды не хватает – не только потому, что ее в принципе не хватает, но и потому, что есть нарушения регламента пользования. Мы приняли решение – профинансировать укладку трубы за счет университета. Наверное, найдутся люди, которые будут нас обвинять в том, что мы не должны тратить собственные ресурсы на чужие объекты. Но зима не за горами, и мы ждать не можем. Цена вопроса – более 5 миллионов рублей. На сегодняшний день нашли организацию, которая готова в течение двух недель провести все необходимые работы. В дальнейшем возникнут вопросы, на чей баланс передавать, насколько законно проведены эти работы. Но я думаю, что мы с нашими юристами это отрегулируем. Бывают ситуации, когда кто-то должен взять на себя ответственность и всю эту работу проделать.
Об обеспеченности общежитиями
У нас большой дефицит по обеспеченности местами в общежитиях: нуждаются в них порядка 2000 студентов. Обеспеченности нет не только в нашей стране, но и за ее пределами. Допустим, в Германии никого не интересует, имеешь ты возможность платить или нет. Если ты хорошо учишься, просто выделяется грант. Тот же опыт есть сегодня и у нас. Стоимость проживания в общежитии не покрывает и 30 процентов затрат. Более того, по итогам прошлого года, до сегодняшнего дня порядка 25 процентов студентов в целом не оплачивают жилье. Это очень большой показатель. В прошлом году мы особо не акцентировали на этом внимание. Более того, мы еженедельно обеспечивали студентов продуктами питания, в летний период пытались организовывать для них рабочие места.
Мы все разные, поэтому у нас разные потребности, разное видение мира. Молодые люди сейчас очень активны, они активно высказывают свою позицию. Мы в субботу собирались с директорским корпусом нашего университета. Скорее всего, со следующего года общежития будут закреплены за институтами, для того чтобы и директора институтов, и декан Юридического факультета были заинтересованы в нормальном содержании мест жизни студентов в период их обучения. Они лучше знают своих студентов.
Те, кто учился в нашем университете и тех вузах, которые присоединились к нему в 2010-2013 годах и сформировали Казанский федеральный университет, знают (кто жил в общежитиях), что за этот период было сделано немало. Во-первых, все кампусы практически привели в порядок; не скажу, что на сто процентов, поскольку многое мы делаем на средства, заработанные университетом.
Сегодня наблюдается достаточно большой дефицит (по современным требованиям) площадей для нашего университета, поскольку порядка 55000 человек на сегодняшний день являются студентами нашего университета. Мы только на первый курс приняли более 12000 человек, причем более 7300 приняли на бюджет.
О стоимости проживания
Максимальная стоимость проживания – 1150 рублей в месяц, и я считаю, что это величина невысокая, поскольку мы сегодня предусматриваем меры социальной поддержки для тех студентов, которые в этом нуждаются. Более того, мы живем в условиях, когда цены на коммунальные услуги растут. Наши общежития нуждаются в достаточно больших вливаниях. Есть два источника: либо это заработанные деньги, либо это целевые деньги. Либо эту работу выполняют сами проживающие. В некоторых общежитиях студенты в своих комнатах сами клеят обои, покупают полки, зная, что в этой комнате они будут проживать не один год. Кто-то шторы свои привозит, кто-то – холодильник, кто-то СВЧ-печь. Мы никого не ограничиваем. В стандарты холодильники, СВЧ-печи и телевизоры в каждой комнате не входят. В Деревне Универсиады ситуация немного другая. Там стандарты соответствуют международным мероприятиям. Но это не обычные студенческие общежития. Ценник (1150 рублей) – для коммерческих студентов, которые оплачивают учебу сами или за них платит организация. А для студентов-бюджетников стоимость проживания – 610 рублей.
Связано это еще и с тем, что федеральный центр, наши учредители, Министерство образования и науки РФ, возмещают затраты на общежитие исходя только из количества бюджетных студентов. Это касается и налогов: на землю, на имущество и т.д. – и то не в полном объеме. Исходя из того, что люди платят за свое обучение и, практически по себестоимости, за места проживания, хочу сказать, что во многих университетах, студентам, которые обучаются на коммерческих условиях, практически жилье не дается.
О работах, уборке в общежитиях
Есть определенный период проведения работ по дезинсекции. Мы в период пандемии иностранных студентов не выгоняли. А куда мы должны были выгнать людей, для того чтобы травить тараканов? Другого способа нет. Никто еще полностью не освободился от этой живности, к сожалению. Те аномальные температуры, которые были, тоже этому способствовали.
Недостатки свои мы знаем. Еще раз хочу поблагодарить вас – это я искренне говорю. У нас достаточно много разных проблем, и, поверьте, они связаны не только с инфраструктурой.
Об обновлении мебели в общежитиях Студгородка
На эти цели будет затрачено 80-90 млн руб. Мы сейчас собрали информацию, сделали обход – где и что нужно. Поскольку у нас конкурсная процедура, на следующей неделе, скорее всего, будет объявлен конкурс. Когда поставщики поставят, думаю, к Новому году будет все сделано. Без конкурсов, к большому сожалению, мы не можем, за исключением аварийных трубопроводов. У нас все это было запланировано, но на следующий год.
Прежде чем ставить мебель, нужно провести хотя бы небольшой ремонт в комнатах. Хочу сказать, что там цифры очень серьезные. Допустим только стульев нужно 1210. Помимо старых, есть те, что потрескались, сломались. Есть такие вещи, как раковины, унитазы, чаши «Генуя» и т.д., нужно еще 1298 смесителей. Износ идет очень быстро и незаметно. Казалось бы, только вышли – уже лейки не работают, смесители. Поэтому мы сейчас собрали всю эту информацию, подготовим техническое задание, выставим на конкурс. По итогам конкурса должны будем заключить официальный государственный контракт. по мере его исполнения будем обновлять всю мебель и оборудование в наших общежитиях.
***
За 12 лет моей работы никто еще не был наказан за какую-либо активность. На сегодняшний день мы исключаем за несдачу квалификационных работ. Те, кто учились в университете, знают, что даются 3 попытки, и последняя попытка – комиссионная, под видеокамерами. Это первое. Второе: у нас тоже есть регламент. Поскольку этот год уже прошел, заселение – процесс уже практически завершенный. Мы будет и просить, и требовать (в отношении мебели и имущества, которые дают во временное пользование в комнатах), чтобы соблюдались правила пользования этим имуществом. Если каждый будет на столе скакать, то этот стол развалится в течение недели.
Мы многое отдали на самоуправление самим студентам. Самоуправление никто отменять не будет, поскольку мы из одной точки управлять всем этим процессом просто не можем. В местах общего пребывания будут везде поставлены камеры, чтобы мы видели, кто ломает, кто выбрасывает.
Вчера провели совещание со старостами всех вузов, позавчера – университетский старостат. Есть проблемы – надо научиться решать эти проблемы. Хорошо, что у вуза есть возможность найти дополнительный источник.
О работах в общежитии на Красной Позиции
Проводится работа во всех общежитиях. Где не успели принять меры, там возникают те вопросы, которые мы имеем. Там, где чисто, там ничего не возникает. Надо научиться убирать собственную комнату, в ней студенты должны убираться сами. В двух общежитиях есть мусоропровод – их все завалили.
Все идет параллельно: и мебель, и водовод, и ремонтные работы. Начиная с замены половых покрытий и заканчивая заменой кафеля на кухнях.
О строительстве нового кампуса
Мы обсуждаем эти вопросы достаточно давно. Во-первых, мы нуждаемся в строительстве нового кампуса и двух общежитий примерно на 1000-1500 чел. в Набережных Челнах. По ним практически завершены проектные работы и экспертиза.
В Казани мы нуждаемся в строительстве общежития, я уже говорил, на 2000 мест. У нас не хватает площадей для образовательного процесса. Интерес к университету достаточно высокий, у нас очень много людей приезжают. Иногородние и иностранные студенты где-то должны жить.
Второй трек – организация филиалов за пределами нашей страны. У нас очень много студентов из Узбекистана, их было более 2000 человек. Вышло распоряжение Президента Узбекистана о создании в этой республике филиала Казанского федерального университета. С 2022 года открывается бюджетное финансирование на строительство и реконструкцию зданий под учебные корпуса филиала КФУ в Узбекистане. На территории данной страны строится общежитие и для студентов, и для приглашенных профессоров из нашего университета. Мы получили предложение открыть филиал в Киргизской Республике, но там пока не вышли соответствующие регламентирующие документы. Сегодня получили предложение из Египта открыть филиал там. Египетская сторона тоже пока на словах гарантирует строительство кампуса и общежитий. От нас ждут только образовательные программы, научно-исследовательские темы. Везде хотят, чтобы мы начали готовить будущих медиков и геологов, людей, работающих в нефтегазовом сегменте, а также в области IT. По этим направлениям мы являемся лидерами не только в нашей стране, но и в мире. Понятно, что мы пойдем на эти территории только в том случае, если со стороны данных государств будут привлечены соответствующие инвестиции.
Места в общежитиях
У нас по результатам ЕГЭ набор, например, на медицинское направление по контракту больше, чем по бюджету. Связано это с тем, прежде всего, что есть такое понятие – «целевой набор», когда люди обязаны после выпуска отработать как минимум три года. И целевой набор в области медицины доходит до 80 процентов, а где-то и больше. По ряду направлений соответственно из 100 мест 80 – целевой набор, который идет по линии Министерства здравоохранения Республики Татарстан. По контрактному набору в основном идут иностранцы, ценник достаточно высокий, но и результаты экзаменов тоже очень высокие. Понятно, что работать с заранее подготовленным контингентом намного легче – это первое. Второе: у нас есть плановый прием, он связан с балансированием бюджета университета. В этом году бюджетный прием увеличился. У нас обычно бюджетный прием был где-то 5, включая филиалы, а в этом году – свыше 7300 бюджетных мест. Это благо или минус? С одной стороны, это благо, поскольку создается возможность для детей обучаться на бюджете. При этом прием на бюджетные места мы завершили со средним баллом ЕГЭ 80,6 балла. Это очень высокий средний балл ЕГЭ при таком большом наборе. Но мы же не можем ограничивать людей, которые поступают к нам на коммерческой основе с ЕГЭ 260-270 баллов из 300 возможных. Представьте, что мы ограничили. Куда дети пойдут? К нам в этом году около 200 стобалльников поступили, а всего в Татарстане 260 стобалльников. Люди имеют право выбора.
Другой вопрос: мы хотим, чтобы к нам приезжали из других стран, хотим, чтобы молодежь оставалась, или не хотим? Сегодня мы занимаемся вопросами создания технопарков в составе университета и формированием инжиниринговых центров. Был такой посыл, что будет создано большое количество высокотехнологичных рабочих мест. А кто их должен создавать? Будут у нас технопарки и инжиниринговые центры, и наши выпускники как раз там будут работать и там же – заниматься инновационной деятельностью. Изначально университет формировался как центр образования и науки, выросли требования и потребности - это нормально, ничего плохого в этом нет.
Хотелось бы, чтобы студенты работали в своих предметных областях. То есть, если он занимается IT, то он должен работать в нашем технопарке. Такие возможности должны быть созданы.
Надо инициировать строительство общежитий. Как по-другому? Мы исходили из того, что для первокурсника важен вопрос адаптации. Сейчас лучшие условия безопасности – в Деревне Универсиады. Если он учится хорошо, у нас есть балльная система. Мы никого силой не заставляем поступать в университет. Все опубликовано, все условия заранее обговорены.
О ремонте здания Института физики
Порядка 250 миллионов рублей нужно для того, чтобы у здания Института физики был современный облик, как у второго корпуса. Еще сейчас нужно привести в порядок общежития. Что нам лучше: заняться внешним видом института или создать лучшие условия в местах проживания студентов? Либо нам поднять заработную плату преподавателям, либо разработать меры социальной поддержки студентов. Для нас вопрос фасадов Института физики не первостепенный.
У нас теперь новый министр молодежи. Я вчера ему предложил рассмотреть возможность создать при Минмолодежи РТ структуру, подобную Деревне Универсиады, для всех вузов. В зависимости от конъюнктуры рынка труда, давать места в общежитиях.