В День российского студенчества – Татьянин день – состоялась пресс-конференция министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова для представителей студенческих СМИ и Молодежного медиацентра Минобрнауки РФ.
В нем приняли участие обучающиеся из 25 вузов, в том числе из новых субъектов страны. В их число вошел и студент 4 курса Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета Илья Андреев.
В ходе мероприятия был рассмотрен широкий круг вопросов, среди которых развитие и популяризация отечественной науки, задачи по достижению технологического суверенитета, поддержка студентов и молодых ученых, организация образовательного процесса в вузах, продвижение студенческих медиа.
Свое выступление Валерий Фальков начал с поздравления с Днем студента и наставлений, пожелал здоровья, вдохновения и уникальных возможностей для самореализации.
Далее сразу перешли к вопросам студентов. В течение часовой конференции министру адресовали 14 вопросов.
Первый из них касался приоритетов развития российского высшего образования на ближайшую перспективу.
«У нас есть несколько принципиальных вызовов. Первый связан с обеспечением технологической независимости. Технологическая независимость во многом обеспечивается тем, какие кадры готовятся в университетах, какая наука и технологии выдаются экономике и социальной сфере. Второе обстоятельство – социальная сфера. Это тоже зависит от качества высшего образования. Целая линейка наших решений на это направлена – от кампусов до создания программы стратегического академического лидерства "Приоритет–2030", передовых инженерных школ. (Казанский федеральный университет участвует в обеих программах – прим. ред.)», – обозначил он.
Университет, по словам министра, – не замкнутая система, он не существует сам для себя.
Далее прозвучал вопрос о возможности повышения стипендий до уровня МРОТ.
«Этот вопрос актуален не только для студентов, но и для университетов. Надо понимать, что стипендия должна быть тесно связано с академическими успехами, должна учитывать другие жизненные обстоятельства. У нас есть большое количество стипендий, – сказал глава Минобрнауки России. – Сегодня смотрим, как сделать так, чтобы размер стипендии позволял увереннее себя чувствовать студенту во время обучения, учитывая уникальную жизненную ситуацию студента».
Интересовались и формированием новой отечественной системы высшего образования, каким образом это коснется иностранных обучающихся.
«Есть форма, а есть содержание. И иностранные студенты, и студенты России выбирают университеты с сильными брендами. В первую очередь, скорее, выбирают будущую профессию, место работы, уникальный преподавательский состав, лабораторное оборудование. Важно, чтобы форма соответствовала современным запросам. Срок обучения может быть разным. Образование должно быть адекватно требованиям времени, запросам индустрии», – убежден В. Фальков.
Он констатировал, что сейчас в России получают высшее образование порядка 400 тыс. иностранных граждан. К слову, в Казанском федеральном университете обучаются свыше 10 тыс. иностранцев из 100 стран.
Участники пресс-конференции спросили, что является самым трудным в работе министра?
«Самое сложное – сохранять настроение и креативный настрой в условиях плотного графика и постоянных вызовов. Сложности – это не изменять самому себе, оставаться адекватным, не терять хорошего настроения, способности творчески смотреть на происходящее. Искать нестандартные ответы», – ответил Валерий Николаевич.
Прозвучал и вопрос повышения престижа региональных вузов, принятия соответствующих мер.
«Престиж региональных вузов – инструмент для решения другой задачи. А важным является то, что Россия сильна регионами. Социально-экономическое развитие регионов зависит от людей, молодежи. Если молодежь остается, выбирает регионы, туда идет бизнес. Первостепенное внимание мы уделяем развитию университетов. Запущены программы кампусов (кампусы мирового уровня – прим. ред.), "Приоритет–2030"», – подчеркнул он.
Важным в этой связи, убежден глава Минобрнауки страны, является объединение усилий федеральных и региональных властей.
Студенты упомянули о конкурсе на создание молодежных научных лабораторий, которое проводило Минобрнауки России в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
«Мы создали их уже 740, хорошо финансируем. Важно, чтобы они (молодежные научные лаборатории) создавали конкретный новый продукт или технологии. Они позволят привлечь молодежь к исследованиям и разработкам», – пояснил Валерий Фальков.
Напомним, в КФУ создано уже восемь молодежных научных лабораторий. К примеру, «Лаборатория гидратных технологий утилизации и хранения парниковых газов» и лаборатория «Интеллектуальная химическая робототехника».
Далее студенты обратились к министру с просьбой описать тремя словами российского студента.
«Умный, целеустремленный, любознательный», – так охарактеризовал российского студента руководитель федерального ведомства.
Какие меры будет предпринимать министерство для увеличения специалистов по информационной работе – очередной вопрос министру.
«Лучше меньше, да лучше. Важно не просто сделать доступным образование, нужно сделать его качественным. Лучшим подтверждением этому являетесь вы, ребята, которые связали себя с медиасферой», – ответил Фальков.
По его словам, необходимо с 1 курса давать возможность студентам-журналистам проявлять себя, подпускать «к станку».
Студент Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ И. Андреев представил телеканал UNIVER TV, рассказал о его уникальности – круглосуточном вещании, программах «Итоги недели», Kazan University, а также об авторских студенческих программах.
«Вы заинтересовали тем, что у вас круглосуточное вещание», – отметил глава министерства.
Под занавес пресс-конференции Андреев озвучил идею, касающуюся создания стримингового ресурса, который бы транслировал всероссийские образовательные, молодежные, культурные, музыкальные мероприятия в прямом эфире, а также фильмы и программы, созданные студентами.
«Идея интересная, надо изучать, как ее организовать в техническом и содержательном плане», – подытожил Валерий Фальков.