Выпускница Института психологии и образования Казанского федерального университета Алия Ягафарова выиграла грант фонда Фулбрайт – крупнейшей международной обменной программы в области образования. Она вошла в число 30 россиян, получивших престижную стипендию.
О возможностях получения магистерского образования по грантам за границей Алия Ягафарова узнала во время обучения на третьем курсе в КФУ и стала готовиться: участвовала в конференциях, проводила исследования, писала научные статьи. К окончанию учебы в университете в ее портфолио были уже десять статей, опубликованных в научных журналах.
«После окончания программы бакалавриата КФУ я устроилась на работу в Центр ABA-терапии «Новая планета». Благодаря теме своей бакалаврской работы – «Формирование коммуникативных навыков у детей аутизмом» – мне удалось на практике узнать, насколько интересно работать с такими детками, увидеть, насколько сложная, но результативная методика, уже более 50 лет применяемая в сфере коррекционной педагогики во многих странах мира. Работа в этом центре помогла мне окончательно определиться с программой магистратуры: «Прикладной анализ поведения»», – поделилась Алия.
Во время работы в центре она подала заявки сразу на несколько грантов, и все они получили одобрение. В 2020 году Алие была одобрена Национальная стипендия Ирландии на обучение в ирландском Тринити-колледже Университета Дублина. Там она обучалась на средства стипендии программы «Алгарыш».
Весной 2021 года от фонда Фулдбрайт выпускнице пришло уведомление об одобрении стипендии на обучение. С учетом ее интересов был определен университет и подобрана программа.
Для того чтобы стать стипендиатом сенатора Фулбрайт, Алие пришлось пройти несколько этапов отбора. Первый этап включал подачу заявления и списка документов, написание мотивационных и рекомендательных писем, второй – экзамен на знание языка TOEFL/IELTS; третий – собеседование с руководством программы на английском языке. Четвертый этап – американский экзамен Graduate Record Exam (GRE). Своего рода это аналог тестов SAT и ACT, который проходят для поступления в американскую магистратуру. Пятый этап – онлайн-собеседование с руководством вуза. В целом с момента подачи заявки и до начала программы прошло полтора года.
По итогам отбора А. Ягафарова получила возможность обучаться в Университете Оберна – одном из крупнейших университетов штата Алабама. В нем обучается более 25 тысяч студентов и работают более 1200 преподавателей. После проведенного собеседования вуз внес изменения в программу обучения Алии, добавив предметы, необходимые ей для защиты диссертации. Оплату учебы, медицинской страховки, перелета, питания, проезда, покупку учебников, компьютеров программа взяла на себя.
«Такие программы предоставляют возможность расширения контактов. Развитие современной науки немыслимо в закрытых стенах, невозможно работать над проектом в одиночку, сегодня все ученые мира работают в кооперации друг с другом», – утверждает выпускница КФУ.
По программе «Алгарыш», благодаря которой Алия год обучалась в Ирландии, она должна три года отработать в Татарстане, согласно договору с фондом Фулдбрайт – два года. Ей нельзя будет выезжать на территорию США по рабочей визе все это время. Поэтому после возвращения в Россию на три года она планирует полностью погрузиться в работу.
«Я еду на обучение по выбранной мной специальности, потому что у нас в России всего около 20 сертифицированных специалистов в области прикладного анализа поведения. Только 20 на всю Россию и ни одного в Татарстане! А в Америке их несколько тысяч. Я бы хотела изучить разработанные в мире методики по работе с детьми с аутизмом, опробовать их, организовать трудовые места для детей с аутизмом, возможно, пересмотреть и ввести в образовательную программу наших студентов дисциплину по прикладному анализу поведения. Мы обсуждали и с директором ИПО Айдаром Калимуллиным, и с заведующим детским садом КФУ «Мы вместе» Ириной Нигматуллиной о возможности нашей будущей совместной работы. Может быть, я также буду участвовать в разработке коррекционных и развивающих программ для деток с расстройством аутистического спектра. Я уверена, что вернусь после окончания учебы в магистратуре с новыми силами и идеями», – резюмировала А. Ягафарова.