12 марта Ильшат Рафкатович во время открытия отреставрированного учебно-лабораторного комплекса ИФМиБ КФУ уже озвучивал важность умения реагировать на изменения внешней среды. И сегодня свое обращение с коллективом Института психологии и образования он начал с той же темы, а также с определения места КФУ в глобальном рейтинге университетов.
«Казанский университет впервые вошел в список лучших вузов мира по версии Times Higher Education по направлению «Науки о жизни» (Life sciences), заняв позицию в диапазоне 401-500. И если для профильных вузов это естественный ход, для нас это свидетельство огромного труда всех сотрудников университета, - сказал Ильшат Рафкатович.
Ректор КФУ отметил важность выбора своей ниши научных интересов и добавления нового направления работы.
«Помимо двух основных функций университета – образование и наука – выходит на первый план и новая функция: консультативные, консалтинговые услуги, которые станут показателем востребованности университета хоть в медицине, хоть в педагогике. Поэтому важно объединяться и создавать совместные проекты: медицины и психологии, экономистов и учителей. Руководству вуза необходимо найти направление, которое удовлетворяло интересам большей части коллектива, а значит вызывало желание работать над достижением результатов. И это не просто попадание в предметные рейтинги, а попадание в сотню лучших», - также заявил ректор КФУ.
Традиционно директор Института психологии и образования Айдар Минимансурович Калимуллин начал своё выступление с отчётных цифр о достигнутых за предыдущие периоды результатах. Подробнее с данными института можно ознакомиться из материалов защиты дорожной карты.
«Рассказывая о своей работе в 2017 году, мы можем отметить наши достижения. Но хочу напомнить, как в 2011 году (после присоединения двух педагогических вузов) многие считали, что подготовка учителей у нас попросту исчезнет, как дело, не свойственное классическому университету. Вспоминается, как один из уважаемых профессоров-физиков упрекал ректора на одном из собраний в превращении университета в так называемый пединститут и получил достаточно жесткий ответ руководителя КФУ по этому поводу. Поэтому сейчас предмет особой гордости для нас, педагогов, что наша научная область превращается в одно из достоинств современного университета. Сегодня доля педагогического образования в структуре КФУ достигает почти 20%, и мы входим в тройку крупнейших центров подготовки учителей в России.
За эти годы несмотря на снижение бюджетных мест мы не только не уменьшили, а нарастили число студентов в нашем институте. Прежде всего, за счет студентов, обучающихся на контрактной основе.
У нас высокая доля студентов заочного отделения. Одним из критериев современного уровня является соотношение бакалавров, магистров и аспирантов. И здесь мы имеем самый высокий показатель в России на сегодняшний день – 33% , по соотношению бюджетного и контрактного обучения почти 58% учится на контрактной основе. Это тоже показатель востребованности. Если сравнивать Набережночелнинский государственный педагогический институт и нас по привлекательности. Прежде всего, ИПО выбирают из-за высокого уровня качества организации учебного процесса», - доложил Айдар Минимансурович Калимуллин.
Ректор КФУ Ильшат Гафуров прокомментировал этот факт, упомянутый директором ИПО, яркой метафорой: « Когда плывет кит через океан, а рядом с ним - мелкие рыбки, все понимают, что в одиночку перебраться они не смогут».
Привлекательность ИПО отразилась и на среднем балле ЕГЭ.
«До 2016 года мы были аутсайдерами в рейтинге КФУ. В этом году – мы крепкие середняки. А России - мы вторые, уступая лишь МГУ по качеству приема на психолого-педагогическое направление подготовки. Это лучший показатель среди всех направлений подготовки в нашем университете. По непосредственно педагогическому направлению мы - четвертые в стране. И это среди 275 вузов», - высказался директор ИПО КФУ.
Отразил директор института и повышение динамики в развитии динамики бюджетных доходов, где ИПО занимает 4 позицию в КФУ. Доходза 2017 год превышает 110 млн рублей. Это лучший показатель в России. По словам Калимуллин, ректор МГПУ во время визита в ИПО отметил, что для педвузов – недосягаемая мечта заработать такие деньги.
По словам директора института, цель, к которой идёт ИПО, - это попадание в предметные рейтинги по версии каждого из крупнейших рейтинговых агентств. Основным при этом остаётся рейтинг QS.
В 2017 году удалось войти в число ста лучших университетов Европы в области "Образование" в мировом рейтинге лучших университетов мира QS. Среди российских вузов в этом рейтинге мы третьи. К тому же ученые-педагоги стали неоспоримыми лидерами в России по цитированию и числу публикаций в области "Образование" в высокорейтинговых журналах (Q1 и Q2), индексируемых в базе данных Scopus. Количество публикаций в WoS и Scopus на 1 НПР составляет 1,66 публикаций. В предметной области «Математика» за 2018 год - 19 статей по КФУ, из них - 8 статей ИПО, в предметной области «Лингвистика» за 2018 год 9 статей по КФУ, из них 8 статей ИПО.
Отметил директор и активную интеграцию педагогического блока КФУ в международное научное пространство: «В настоящее время мы реализуем более 20 международных сопоставительных исследований с ведущими университетами мира. В качестве наиболее крупных международных исследований я бы отметил наши проекты с учеными из университетов Оксфорда, Глазго, Дублина, Майами, Техаса, Дрездена».
Напомнил директор ИПО и планируемом к проведению в КФУ в 2018 году форуме IFTE, на который ожидается приезд национальных представителей из 54 страны. Уже сейчас поступили заявки из Америки, Европы, Австралии и Африки.
Отметил Айдар Калимуллин и продвижение приоритетного направления «Учитель 21 века». Он напомнил о создании исследовательского центра мирового уровня, занимающегося изучением актуальных педагогических и социально-экономических проблем, требующих современных междисциплинарных подходов; построении устойчивых партнерских отношений с мировыми исследовательскими организациями. Речь также шла о разработке и внедрении концепции Smart education для подготовки педагогов нового поколения, способных эффективно работать в условиях цифровой экономики и общества (выработана система для реализации цикла педагогического образования в течение всей жизни).
Не обошел стороной и поколение Топ-100 ИПО КФУ.
В институте работают трое выпускников ведущих британских университетов, они делают свои первые шаги в науке, и заметно, как они раскрывают свой потенциал.
Остановился директор Института психологии и образования и на проблемах. Среди них он отметил недостаточную концентрацию талантов и недостаточную мотивацию кадров, исторически слабую вовлеченность российских исследователей в области образования в международное научное сообщество.
В адрес руководства были высказаны и предложения от коллектива ИПО. В частности, нужно ограничить количество низкорейтинговых публикаций в предметных областях, продвигающихся в международных рейтингах, в частности в области Education. Ввести новый параметр «цитирование каждой публикации» для оценки эффективности деятельности структурных подразделений. Разработать план мероприятий по продвижению в предметной области Education Рейтинга THE.
В числе основных предложений Айдар Калимуллин остановился на предложении оценивать качество приема в КФУ не по абсолютным показателям внутри университета, а по позиции в Рейтинге вузов России по конкретному направлению подготовки.
На этом презентация завершилась, и у преподавателей и сотрудников была возможность задать ректору вопросы. В ходе беседы Ильшат Рафкатович подчеркнул, что важно определиться в качестве нишевой специализации проектов института. Ректор КФУ также отметил, что Калимуллин вошел в кадровый резерв на должность ректора. Он обладает даром руководителя – собирать вокруг себя талантливых специалистов, лучше, чем он сам.
Завершила встречу эмоциональное выступление замдиректора по международной деятельности Института психологии и образования КФУ Роза Алексеевна Валеева.
«За пять лет, прошедшие после решения о вступление в проект 5-100 изменился не только университет, но и люди. Я сужу по себе, какие произошли изменения, как я работаю, как отношусь к собственным публикациям. Я стала писать статьи, которые могут интересны моим коллегам за рубежом, а не просто публиковать часть из своей диссертации. Университет – это, прежде всего, люди. Дорога, которую выбрал университет, уже в то, как себя чувствует преподаватель университета, показывает, насколько правильный этот путь», - отметала Роза Алексеевна.
13 марта, ровно 130 лет назад родился великий педагог Антон Семенович Макаренко. У него есть Закон системы перспективных линий, согласно которому следует, что если у человека или коллектива нет впереди цели достойной, высокой, интересной, то ни развитие личности, ни развития коллектива не происходит. Именно реализацию этого закона реализации перспективных линий мы и наблюдаем в нашем университете.