Участниками школы «Вторая мировая война в историографии и в исторической памяти» в офлайн- и онлайн-формате стали более 1800 студентов из 20 стран мира.
Международную зимнюю историческую школу провели Институт международных отношений Казанского федерального университета и Институт культурного наследия и управления на площадке Болгарского музея-заповедника с 15 по 19 декабря. Новый проект реализован под эгидой Представительства Российской Федерации при Совете Европы, Российского исторического общества и при поддержке фонда «История Отечества».
Среди участников школы – более 1100 студентов из Франции, Болгарии, Белоруссии, Бенина, Колумбии, Перу, Китая, Индонезии, Турции, Индии, Афганистана, Ирака, Сирии, Узбекистана, Туркменистана, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и более 700 учащихся вузов со всей России.
«В этом году весь мир отметил 75-ю годовщину Победы во Второй мировой войне. Даже сегодня, спустя десятилетия глобальные последствия этого конфликта по-прежнему оказывают огромное влияние на судьбы мира, формируют наши представления о должном и недопустимом в международной политике, - подчеркнул Сергей Нарышкин. – Чем дальше в прошлое уходит от нас война, тем чаще призываем мы не забывать о ее уроках. Однако чтобы помнить, нужно об этом знать, владеть всей полнотой проверенной и актуальной информации».
Для этого перед участниками школы на протяжении четырех дней выступали ведущие российские историки, представители крупнейших музеев и архивов, университетов и академических институтов, добавил он. Эти знания призваны помочь быть более осведомленными, лучше ориентироваться в современных информационных потоках, понимать Россию, отличать правду от вымысла.
Ректор Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов обратил внимание на то, что каждый человек уникален, у каждого свое восприятие информации, и это важно учитывать при организации подобных мероприятий. Интерес участников школы к обсуждению преподносимой информации в рамках дискуссий ярко продемонстрировал их вовлеченность и показал, что организаторам мероприятий удалось найти вовлекающий формат работы.
«Тот факт, что первым право проведения подобной школы получил Казанский федеральный университет, отнюдь не случайно. КФУ, несмотря на все достоинства столичных вузов, представляет собой серьезный международный исследовательский центр, в котором собраны лучшие представители разных стран мира. Иностранных студентов в вузе более 11 тысяч. Это свидетельство не только интереса к нашему университету, но и подтверждение того, что Казань становится центром притяжения для наиболее талантливых ребят, которые хотят серьезно заниматься наукой, преуспеть в своей профессии, творчестве, - отметил директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов. – Предложение Российского исторического общества о проведении международной исторической школы вызвало у нас желание принять участие в проекте. Надо сказать, что КФУ является площадкой и для деятельности регионального отделения РИО в Казани. Оно, к слову, начало свою деятельность вторым в России – после петербургского – еще в 2013 году. И за это время было реализовано огромное количество знаковых проектов».
Главная же задача школы - донести историческую правду до иностранных студентов, подчеркнул он.
«Очень важно заниматься не пропагандой, а говорить честно и открыто о том, что нас волнует. И тема 75-летия Победы во Второй мировой войне – то, с чего стоило начать на этом пути, поскольку эти события повлияли на судьбы каждого этноса, каждой нации, каждого континента. Я очень горжусь вами, дорогие участники школы. Сейчас важно сохранить основу. Нельзя завершать проект, просто перевернув страницу. Нужно создавать проектную группу, которая сможет работать, развиваясь дальше. Призываю вас по возвращении в свои города и страны вновь обратиться к нам. В рамках работы отделения Российского исторического общества в Казани мы готовы предоставлять площадки для общения, собирать вас на подобные школы и помогать вам в реализации своих проектов в Татарстане», - обратил внимание слушателей Хайрутдинов.
Эту мысль развил и директор Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия КФУ Айрат Ситдиков, предложив участникам Международной исторической школы выступать с идеями и инициативами относительно тематики последующих зимних и летних школ.
«Я хотел бы, чтобы зародившиеся на площадке школы идеи стали реальностью и воплотились в ваши собственные проекты», - резюмировал Ситдиков.