Сегодня ведущими университетами и школами мира начали активно применяться компьютерные симуляторы. Они позволяют обучающимся опробовать широкий спектр профессиональных действий в безрисковом виртуальном мире. В Казанском федеральном университете решили создать интерактивный тренажер для педагогов.
Планируется, что разработанное междисциплинарной командой специалистов КФУ приложение позволит студентам педагогических специальностей на практике закрепить навыки работы с учащимися.
«Речь идет о разработке программных продуктов, которые были бы полезны педагогам, учителям-предметникам, учителям начальной школы, – поделился замдиректора по научной деятельности Института психологии и образования КФУ Шамиль Шеймарданов. – Мы запланировали создать компьютерную игру для подготовки педагогов в виртуальных условиях, максимально приближенных к реальности».
На практике преподаватель принимает педагогические решения в конкретных проблемных учебных ситуациях исходя из известного ему набора способов реагирования на различные трудности. Тренажер в процессе увлекательного занятия позволит закрепить знания по психолого-педагогическим дисциплинам и отработать соответствующие умения и навыки. Это уменьшит количество педагогических ошибок при выходе на первое практическое занятие с реальными школьниками, даст возможность отработать реальные педагогические ситуации при невозможности реальной практики в текущий момент, приведет к повышению качества подготовки высококвалифицированных педагогов. Как известно, формирование профессиональной компетентности у студентов является важной практической проблемой обучения на бакалавриате психолого-педагогического направления.
«Нами уже описано 150 конфликтных ситуаций, с которыми сталкивались на практике реальные учителя во время занятий, - рассказывает доцент кафедры педагогики высшей школы ИПО КФУ Инна Голованова. – Надеемся, что эти типовые школьные ситуации можно оцифровать и перенести в игру. И тогда виртуальный учитель так же, как и реальный, столкнется с условиями, вынуждающими его анализировать педагогическую ситуацию, принимать решения в сжатое время, применять воспитательные меры, реагировать на разнообразные ситуации, возникающие в классе».
Задачи, которые будут заложены в стимулятор, направлены на обучение студентов работе в рамках деятельностного подхода. Педагогические и психологические навыки студенты будут отрабатывать на виртуальных учениках.
Шамиль Шеймарданов полагает, что для того, чтобы симулятор педагогической деятельности стал эффективным, важна коллаборация представителей разных сфер науки:
«Прежде всего мы обратились с нашей идеей к ученым Института информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ. Доцент кафедры программной инженерии ИТИС Влада Кугуракова имеет большой опыт создания виртуальной реальности».
Среди разработок Влады Владимировны и реконструкция культурно-исторического объекта Великого Болгара XIV века в 3D-формате, и симуляционные технологии в биомедицине. Один из последних симуляторов – виртуальная хирургическая операционная, разработанная с применением VR-технологии сотрудниками НИЛ Дополненной/виртуальной реальности и разработки игр (Digital Media Lab).
«В ближайшее время мы распишем концепцию интерактивного тренажера для отработки педагогических ситуаций в виртуальной реальности. Ученые Института психологии и образования КФУ примут участие в качестве носителей методики и разработчиков контента. Психологи могут выступить создателями психологических проблем для симулятора. Если эту тему развивать дальше, то могут быть полезны физиологи, филологи, социологи, медики. В результате будущие педагоги опробуют широкий спектр профессиональных действий в безрисковом «виртуальном мире», – отметил Шеймарданов.