Казанский федеральный университет стал победителем конкурса на право заключения договора на выполнение работ по актуализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования для подготовки кадров приоритетной отрасли для направления подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль – "Учитель математики, информатики и информационных технологий"».
Он получит грант в размере 5 миллионов 300 тысяч рублей на 7 месяцев.
Конкурс проводился Университетом Иннополис в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Его цель – обеспечение приоритетных отраслей РФ высококвалифицированными кадрами, востребованными в условиях цифровой экономики.
Разрабатывать и апробировать программу будут коллективы кафедр теории и технологий преподавания математики и информатики и высшей математики и математического моделирования Института математики и механики им. Н.И.Лобачевского совместно с сотрудниками Института психологии и образования и представителями работодателя под руководством профессора ИМиМ Лилианы Шакировой.
«За семь месяцев мы должны разработать образовательную программу подготовки учителей математики и информатики, владеющих цифровыми компетенциями. В Институте математики и механики будет открыто новое направление по этой программе. До 15 декабря мы будем апробировать ее, анализировать результаты, делать выводы. Если опыт окажется удачным, его будут распространять по педагогическим отделениям вузов Российской Федерации», –сообщила заведующая кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики ИМиМ Л.Шакирова.
Она объяснила, чем будут отличаться новоиспеченные учителя математики и информатики от тех, которых готовили в КФУ ранее.
«Разрабатываться программа будет на основе анализа потребностей потенциальных работодателей в выпускниках, обладающих профессиональными компетенциями, основанными на применении цифровых технологий в обучении математике и информатике в школе, а также предъявляемых к ним квалификационных требований, – говорит руководитель программы. – Речь идет о том, чтобы будущие учителя владели компетенциями и по разработке цифровых ресурсов, и по их применению, и по овладению цифровыми технологиями. В настоящее время мы проводим опрос учителей математики и информатики, завучей и директоров школ нашего и других регионов с целью выяснить потребность в подготовке таких педагогов».
Как рассказала Л.Шакирова, в сфере информационных технологий наблюдается тенденция к профилизации подготовки IT-специалистов. В связи с этим к учителю математики и информатики и информационных технологий сегодня предъявляются все возрастающие требования.
«Он должен иметь компетенции в области психолого-педагогических, математических наук, информационных технологий, а также межпредметные компетенции, базирующиеся на этих направлениях. Поэтому при актуализации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) с двойным профилем необходимо выработать особые подходы, позволяющие проектировать сбалансированную, качественную компетентностную модель будущего учителя математики, информатики и информационных технологий»,– отметила доктор педагогических наук.
Особое место в подготовке будущих учителей отводится созданию межпредметных проектов в рамках отдельных учебных курсов, курсовых проектов, курсовых по направлению и выпускной квалификационной работы. Этот опыт позволит будущему учителю сформировать высокий уровень цифровых компетенций и стать ведущим специалистом в области цифровизации образования.