О педагогике в непедагогических вузах шла речь в Казанском федеральном университете на заседании федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки».
Мероприятие прошло в рамках международного форума по педагогическому образованию IFTE-2021.
Участие в совещании приняли ректоры, проректоры педагогических вузов, руководители основных профессиональных образовательных программ по УГСН «Образование и педагогические науки», члены президиума ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», ответственные руководители и специалисты Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования России.
Заседание прошло под руководством председателя ФУМО, замдиректора Центра русского языка и славистики РАО, директора Института педагогики СПбГУ Елены Казаковой, которая отметила в начале заседания важность сегодняшней встречи.
«Все время критикуют учителей и методистов, чего-то требуют, а учитель каждый день должен встречаться с детьми, понимать свою ответственность, уметь спонтанно реагировать на любые обстоятельства. Вопрос педобразования очень серьезный», – считает она.
Директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин в своем выступлении сделал акцент на достижениях и проблемах подготовки учителей в непедагогических вузах.
Спикер дал характеристику системе высшего образования России. Согласно приведенной им статистике, более 4 миллионов студентов обучаются сегодня по программам высшего образования, 92 процента из которых обучаются в государственных и муниципальных организациях, почти 9 процентов из общего количества составляет направление «Образование и педагогические науки».
В России 251 вуз реализует программы подготовки учителей. В пятерку самых крупных вузов по подготовке учителей входят Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Московский городской педагогический университет, Казанский федеральный университет, Московский государственный областной университет.
«Для новых университетов в педагогическом образовании России характерны типичные черты. Я бы отметил среди них заметную долю студентов, будущих педагогов, в общей доле структуры вуза, реализацию широкого спектра образовательных программ по предметным областям современной образовательной школы, а также формирование образовательной и научной идентичности ученых-педагогов в рамках непедагогического вуза», – сказал А.Калимуллин.
В 2017 году в подготовке учителей преобладал сектор непедагогических вузов. В 2021 году 55 процентов студентов-педагогов готовят в непедагогическом секторе. По подсчету А.Калимуллина, 160 вузов имеют менее 200 студентов по приведенному контингенту.
По словам А.Калимуллина, для непедагогических вузов характерны и общие проблемы: низкие показатели качества приема, отсутствие действенных механизмов контроля качества образовательного процесса, отсутствие необходимых кадров и научно-образовательной среды, отсутствие обособленных структурных подразделений по подготовке учителей, низкая вовлеченность вузов с малой численностью программ подготовки учителей в общие процессы модернизации, недостаточная активность.
Тренды в подготовке учителей, определенные директором ИПО, таковы: усиление государственной политики в области педагогического образования, партнерство субъектов педагогического образования, появление новых форм управления и контроля в педобразовании, повышение роли стандартов в подготовке учителей, влияние цифровизации на технологии обучения и формы коммуникации, совмещение универсализации, повышение роли исследований в образовательной политике и практике, развитие междисциплинарности исследований проблем педобразования, формирование позитивного образа учителя и повышение статуса педобразования в стране, а также охрана психического здоровья учителей.
В своем выступлении директор ИПО КФУ напомнил собравшимся об инициативе ректора Казанского федерального университета Ильшата Гафурова о создании единой цифровой платформы для всех российских педагогических вузов.
Директор Института образования Балтийского федерального университета им. И.Канта Анна Бударина представила опыт своего вуза при подготовке педагогических кадров в системе регионального социально-образовательного кластера.
В университете уже давно реализуется региональная программа целевой подготовки педагогических кадров. Это совместный проект Министерства образования Калининградской области и БФУ им. И.Канта по формированию социально-образовательного кластера.
«В подходах к педагогическим стандартам мы пытаемся руководствоваться цитатой Канта: "Имейте мужество пользоваться своим умом". Мы готовим проектировщиков образовательных сред: людей, у которых будет постоянная способность к изменениям. Региональный кадровый конструктор – некая публичная корпорация, которая обеспечивает кадровую потребность региона», – отметила эксперт.
Все студенты БФУ могут стать участниками целевой программы подготовки молодых педагогов. Во время обучения в университете студенты имеют возможность пройти специальную углубленную педагогическую подготовку, получить необходимые практические навыки для работы с детьми и подростками. По итогам обучения они уже имеют конкретное место работы с гарантированным трудоустройством.
«Задача состоит в том, чтобы вовлечь в педагогическую деятельность системы общего образования представителей непедагогических специальностей», – пояснила спикер.
Директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения России Андрей Милехин напомнил о поручении Правительства РФ по разработке концепции подготовки кадров для системы педагогического образования.
«Из какого ведомства выйдут учителя – не прописано. Гораздо важнее учитывать те ключевые векторы развития педагогического образования, которые определены национальным проектом "Образование" и теми высотами, которые определены в контексте нового указа президента о стратегических целях развития страны до 2030 года», – сказал он.
Референт Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Дмитрий Бурункин подчеркнул, что важна работа с теми педагогами, которые уже работают в системе образования:
«На первый план выходит вопрос их профессионального развития и самообразования, адаптивность и персонализация. Главное для нас – качество подготовки специалистов, а не тот вуз, где проходила подготовка. Стоит обратить внимание и на решение задач в области модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ».
Профессор кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Сургутского государственного университета Вера Повзун отметила особенности реализации программ педагогического образования на базе классического регионального университета.
«Университет создан по запросу региона, – напомнила спикер. – Наш вуз ставит целью повышение доступности и качества педобразования. Мы разработали программы бакалавриата и аспирантуры исходя из потребностей инновационного развития экономики и местного сообщества региона. Мы ставим задачу повышения качества программ повышения квалификации и переподготовки педкадров».
Новую реальность образовательной экосистемы и новые требования к подготовке педагогических кадров представила в своем выступлении замдиректора Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Людмила Халяпина. Профессором была предложена модель подготовки педагогов путем реализации различных педагогических проектов.
В завершение директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова подвела итоги заседания федерального учебно-методического объединения.
«У каждого университета есть интересные практики и наработки в реализации программ подготовки педагогов. Ценность таких встреч состоит в возможности обменяться опытом и взять для себя лучшее, – резюмировала Е.Казакова. – Я бы отметила четыре тренда в подготовке учителей сегодня. Первое место занимают классические университеты, в которых всегда особое место было отведено педагогическому институту, входящему в его структуру, как, например, в МГУ. Второй путь – это наглядный пример Казанского университета, когда педагогические вузы объединили с классическим университетом, и в результате вуз стал флагманом педагогического образования России. Третья история была представлена Верой Повзун. Созданный по запросу региона вуз, который выполняет его запросы. И четвертый вариант – это структурные единицы педагогики в составе крупного вуза, в приоритете которого – исследовательская деятельность. Все вузы очень разные. И в этой разнице заключается наша сила. Что тревожит меня как председателя ФУМО? Айдар Минимансурович озвучил цифру в 250 вузов. А сколько мы знаем? Всего лишь порядка 50 вузов, представители которых участвуют в наших конференциях, становятся авторами научных направлений. Столь малое количество активности меня не может не тревожить. Качественное образование невозможно без нескольких явлений. Если вуз не вовлечен в рынок труда, не вписан в реалии запроса региона, не становится участником сетевой деятельности, то ценности он не имеет».