На встречу с неординарным и знаковым ученым, выдающимся педагогом и психологом пришли проректоры, директора институтов, заведующие кафедрами, педагоги Казанского федерального университета.
Приветствовал гостя проректор КФУ по образовательной деятельности Тимирхан Алишев. Он отметил, что «эпоха Асмолова» в образовании началась в 1988 году. Наша школа уже 30 лет учится видеть в ребенке Личность, Индивидуальность – это во многом заслуга Александра Григорьевича.
Доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС Александр Асмолов рассказал об антропологических изысканиях, которые, по его словам, помогут построить будущее, высшими ценностями которого являются человек и человечность:
«Все, что я делаю, так или иначе связано с разработкой антропологических – под маской психологических – программ поддержки индивидуальности. Сейчас на смену монодисциплинарности, междисциплинарости, полидисциплинарности приходит конструкт или дискурс, который Пиаже назвал трансдисциплинарностью. Мы начинаем видеть научных "родственников", которых раньше могли и не видеть. По сути, без понимания трансдисциплинарности нет качественного исследования. Сегодня идет синтез политической антропологии, социальной и культурной. Надо создавать гибкие образовательные программы, при реализации которых не деградировали бы важные для жизни высшие психические функции. Будущее не за педагогическими, а за антропологическими университетами».
Александр Асмолов также выделил существующий в настоящее время ценностный диссонанс: «Ничего не получится с системой подготовки учителей, если она будет оторвана от общества».
«"Смерть России рождается в педагогических институтах" – это не претензия к учителям. Это претензия к обществу, обесценивающему значение учителя. Я не понимаю абсурда времени, когда тратят огромные суммы на развитие искусственного интеллекта, абсолютно не заботясь о развитии интеллекта естественного», – отметил ученый.
В своем докладе Александр Асмолов также обозначил векторы движения к необходимым трансформациям:
«В мире происходит огромное количество трансформаций, и ключевая задача личности XXI века – готовность к изменениям. Образование должно готовить универсалов, потому что мы готовимся к миру неопределенности, где базовым является умение видеть картину мира и не бежать от неопределенности».
Трансформация образования, по мнению ученого, в настоящем времени подразумевает несколько этапов.
По словам академика, первая роль учителя – мотиватор: искусство овладения через мотивацию вниманием ребенка. Если учитель не владеет вниманием ребенка, то грош ему цена. Вторая роль учителя – навигатор в том потоке информации, который позволит вырастить уникальную личность. И третья роль – коммуникатор. Учитель должен владеть талантом общения, сопереживания, эмпатией.
Александр Асмолов в своем выступлении обозначил проблемы отсутствия диалога между поколениями.
«Меняется ценностное пространство – встает проблема кода поколений. Мы ищем формы общения, которые выходили бы за шаблонные схемы коммуникации, говорили о великом легко», – рассказал собравшимся академик РАО.
Отвечая на вопрос об уменьшении доли фундаментальных исследований, ученый ответил, что действительно из-за грантовой системы теряется много исследований.
«Если бы мы работали только на Scopus и Web of Science, то многие российские психологи были бы неизвестными. Случайные открытия не случайны: за ними всегда стоят мощные фундаментальные исследования. Если мы добьемся междисциплинарного диалога, приводящего к размытию границ, изменим в массовом сознании отношение к фундаментальности, тогда, возможно, экзистенциональные тревоги по поводу уменьшения фундаментальных исследований рассеются».
Обозначил академик и возможности сотрудничества с Казанским федеральным университетом. В планах – создание лаборатории антропологии образования, которую возглавит А .Асмолов.
«В Казанском университете уникальное пространство, где рождается будущее. Здесь люди занимаются самым трудным на земле делом – созданием, конструированием, проектированием достойной жизни человека. КФУ работает со сложностями мира и бесстрашно идет на решение любых проблем этого времени. Тут понимают, что такое образование – проектирование будущего из прошлого, настоящего и непредсказуемого будущего», – поделился впечатлениями о посещении КФУ академик Александр Асмолов.