Казанский федеральный университет стал активным участником VI Восточного экономического форума, который проходит со 2 по 4 сентября во Владивостоке на территории Дальневосточного федерального университета.
Сотрудники Института дизайна и пространственных искусств КФУ выступили на мероприятии на тему творческого подхода в экологическом просвещении.
Форум организуется для содействия развитию экономики Дальнего Востока и расширения международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мероприятия ВЭФ традиционно проходят в формате панельных сессий, круглых столов, теледебатов, деловых завтраков и бизнес-диалогов, посвященных отношениям России с различными странами мира.
В этом году на форуме представлена площадка «Проекты-эмоции» в ходе совместной сессии госкорпорации ВЭБ.РФ и программы молодых лидеров и предпринимателей Friends for Leadership. На сессии обсуждались «проекты-эмоции», их важность, а также механизмы обмена лучшими практиками их внедрения. Были представлены проекты, содействующие развитию городов и улучшающие эмоции жителей.
«Современный и комфортный город – это не только про новый общественный транспорт, чистую воду, бесперебойное электроснабжение и рабочие места. Мы в ВЭБ.РФ понимаем, что сегодня мало просто делать города комфортными, нужно наполнять их эмоциями, чтобы горожанам не было скучно в родном городе. Совместно со студентами российских вузов, международными экспертами будем работать над внедрением "проектов-эмоций" в городах», – сообщила главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ.РФ, гендиректор МОНОГОРОДА.РФ Ирина Макиева.
На сессии КФУ представили директор Школы искусств Эльза Баширова, руководитель социально-воспитательного блока ИДиПИ Ильгиз Разетдинов. Они выступили в режиме «онлайн» с докладом о проекте «Творческий подход к экологическому просвещению» и рассказали о серии творческих образовательных практик, а также элементов образовательной среды.
Цель данного проекта – получить знания и навыки по минимизации вырабатываемого мусора и интегрировать их в повседневную жизнь.
«Мы делали акцент на комплексном подходе, что экологическое просвещение должно идти рука об руку с творчеством, и предложили несколько форматов: творческие мероприятия, курсы, создание образовательной среды, а также заострили внимание на концептуальном проектировании, пространственной организации существующего жилища, которая позволяет жить более экологично», – отметила Э. Баширова.
По мнению директора, главная задача – привить новые привычки людям, поменять их стиль жизни, сделать ее более экологичной. Основную аудиторию участников данного проекта делят на три категории: дети с родителями (дошкольники), группы детей (младшая школа), подростки и студенты.
Для дошкольников, школьников и их родителей сотрудники КФУ предлагают разовые мероприятия с творческим компонентом, потому что именно через творчество лучше идет усвоение, принятие экологических ценностей на эмоциональном и духовном уровнях. Кроме того, дети всегда транслируют полученные знания на своих родителей.
Подросткам, наряду с разовыми мероприятиями, предложены краткосрочные курсы, активности, фестивали. На студенчество нацелена активность, связанная с концептуальным проектированием. Предлагается разработка решений, которые позволяют реализовывать экологические практики. Это может быть связано с раздельным сбором мусора, его минимизацией, хранением вещей, так как все это накладывает отпечаток на выбор мебели, планировку.
«Важно не просто изучить экологию. Мы люди творческие, для нас важен духовный, эмоциональный, творческий мир. С нашей стороны вклад в будущее планеты будет внесен через творческий подход к экологическому просвещению», – подчеркнула Э. Баширова.
По словам директора, многими исследователями сделан вывод о том, что эстетическое отношение к природе может наиболее эффективно способствовать воспитанию бережного отношения к ней.
«Среди причин можно выделить следующие: доводы, основывающиеся на категориях эстетического, сильнее воздействуют на человека, так как затрагивают эмоциональную сферу; эстетическое развитие человека начинается с более раннего возраста, в отличие от рационального, которое требует определенного уровня зрелости; эстетические категории универсальны, так воспитываются компетенции, применимые во всех случаях взаимодействия с природой. Таким образом, активное использование всего потенциала эстетической культуры для изменения отношения человека к природе является естественной реакцией общества на сложившуюся тяжелую экологическую ситуацию», – резюмировала Э. Баширова.
Также в рамках Восточного экономического форума прошла международная конференция «Исторические и современные тренды взаимоотношений России и Монголии: навстречу 100-летнему юбилею». Казанский федеральный университет на мероприятии представил директор Института международных отношений Рамиль Хайрутдинов. Он рассказал об истории казанской школы монголоведения, а также обозначил пути развития данного научного направления в КФУ.