В Институте социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета состоялась презентация организации деятельности научно-образовательных кружков. Мероприятие посетили проректор по социальной и воспитательной работе Ариф Межведилов, заместители директоров по научной деятельности, по социальной и воспитательной работе, представители Департамента по молодежной политике и Управления научно-исследовательской деятельности.
Открыл мероприятие проректор по социальной и воспитательной работе А. Межведилов. Он отметил необходимость тесной взаимосвязи студенческих научных кружков с кафедрами, а также подчеркнул важность вовлечения обучающихся в науку именно с первого курса, чтобы интерес студентов к научно-исследовательской деятельности появлялся в самом начале их студенческой жизни.
Презентация началась со знакомства с научными кружками Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций: научный историко-журналистский кружок «Зилант-II», кружок по созданию татароязычного контента и кружок, который занимается реализацией технологии интерактивно-стримингового телевидения. Также участникам были представлены форумы Russian PR Week и Russian PR Weekend, которые проводятся ежегодно и собирают на своей площадке специалистов в области рекламы и PR не только из Казани, но и из Москвы и Санкт-Петербурга. Всего же на базе ВШЖиМК функционируют девять научно-образовательных кружков.
Направления научных кружков других отделений института также весьма разнообразны: гостей познакомили с работой кружка изучения древнееврейского языка, философского кружка «Эйдос», дискуссионного клуба «На Кремлевской». Члены службы студенческой конфликтологической помощи «1+1» рассказали, что в рамках работы в кружке не только занимаются научными изысканиями, но и проводят консультации для студентов, попавших в трудную жизненную ситуацию. Участники кружка избирательных технологий «Кондорсе» продемонстрировали, как студенты решают политологические кейсы в командах, устраивая «политические бои». В этом кружке ребята моделируют ситуации, как бы прорабатывая их практическим путем.
Подводя итоги презентации, проректор Межведилов отметил, что одна из задач студенческих научных кружков университета – предоставление студентам возможности экспериментировать и на практике знакомиться с различными научными направлениями.
Ранее презентация научно-образовательных кружков прошла в Институте психологии и образования. Заместитель директора по воспитательной и социальной работе Ляйсан Рыбакова представила гостям студенческое научное общество «Формула успеха». Объединение всех имеющихся в институте студенческих научных кружков в единое СНО произошло недавно, на сегодняшний день в него входят около 80 студентов. «Формула успеха» объединяет в себя различные направления, в соответствии с направлениями подготовки институтом специалистов: педагоги, психологи, логопеды.
Презентация проходила в формате игры-путешествия: участников разделили на 3 команды, у каждой был индивидуальный маршрут, который знакомил гостей с направлениями работы СНК.
В рамках направления «Цифровая среда и современный дошкольник» участники кружка рассказали о важности мультипликации для развития дошкольников: дети сами создают из пластилина декорации и персонажей, самостоятельно осуществляют съемку, а участники кружка следят за процессом и помогают ребятам монтировать кадры и создавать полноценный мультипликационный фильм.
На психологическом направлении участникам презентации продемонстрировали процесс проведения проективных методик и рассказали об особенностях их использования в различных случаях. На направлении «Клиническая психология» гости смогли увидеть, как можно определить объем зрительной памяти с помощью психологических тестов. Также гостям рассказали о мультимедийной студии «Джалинга» и наглядно продемонстрировали, как ее можно использовать для организационного сопровождения деятельности студенческих научных кружков.
Еще одно направление – научная деятельность Казанского молодежного корчаковского общества «Солнце детям», которое работает с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Данное общество функционирует уже более 20 лет. Его участники выезжают в детские дома и проводят диагностическую работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и на основе полученных результатов реализуют практическую работу: уменьшают уровень агрессии, демонстративности, развивают коммуникативные навыки и др. Также они осуществляют и неформальное общение: играют в игры, проводят мероприятия, мастер-классы и т.д. В разгар пандемии они проводили для детских домов мастер-классы онлайн. Участники общества участвуют и в конференциях, выступают со своими докладами на семинарах и форумах.
В рамках направления «Форум-театр» участникам презентации рассказали о том, как можно использовать тандем психологии и соционики при взаимодействии с людьми. Участники кружка осуществляют свою деятельность не только в университете, но и проводят мастер-классы в республиканских школах – для практикующих педагогов.
В рамках «Педагогической мастерской» гостям рассказали, как можно создать педагогическую модель и использовать ее потенциал для создания реальных педагогических условий. В этом кружке педагоги из конструктора Lego Serious Play создают детальную модель пространства, в которой работают педагоги и учащиеся, и с ее помощью пытаются понять, как можно сделать обучение наиболее эффективным, продуктивным и комфортным.
Завершил презентацию А. Межведилов. Он высоко оценил атмосферу, которая создана в научных кружках, и важность демонстрации теории и практики внутри каждого объединения. Также проректор пожелал Студенческому научному обществу Института психологии и образования дальнейшего развития, большего вовлечения студентов в науку и повышения уровня взаимодействия преподавателей-наставников и членов кружка:
«Наука с детства не дается, она постигается с возрастом. Поэтому, будучи студентом, очень важно поймать момент и вовлечься в научное познание. А педагоги должны активно этому содействовать».