Сегодня исполняется 29 лет со дня введения в действие основного закона Республики Татарстан – Конституции РТ. По этому случаю заведующий кафедрой конституционного и административного права Юридического факультета Казанского федерального университета Евгений Султанов рассказал о важной вехе политической истории республики.
Принятие Конституции Республики Татарстан заложило правовые предпосылки ее развития и роста авторитета в общероссийском масштабе.
«Конституция Республики Татарстан – это тот самый знаменательный документ, который впервые послужил основанием для изменения всего федеративного устройства России. Мы, впервые провозгласив свой суверенитет, перешли из статуса автономной республики в статус полноценного субъекта РФ. До принятия Конституции Татарстана понятие субъекта федерации в России не существовало. Поэтому, конечно, Конституция Татарстана, с точки зрения формирования ныне существующей федерации, безусловно, очень знаменательный акт», – особо подчеркнул Евгений Султанов.
Заведующий кафедрой отметил, что это значимый документ не только в масштабах республики, но и всей страны.
«Поправки, которые были внесены в Конституцию РФ по единству публичной власти, к большому сожалению, многие трактуют так, как будто это отказ от федерации. Идея единства публичной власти опирается на то, что Конституция РТ уже давно закрепила необходимость четкого разграничения предметов ведения между РФ, РТ и муниципальными органами. Каждый должен понимать, за что он отвечает, в какой области он работает, какими ресурсами располагает, какую ответственность несет», – считает Евгений Батырович.
По словам ученого, Конституция Татарстана закрепила модель именно такого федеративного устройства.
«Федерация строится на максимальном использовании возможностей, которые присущи федеральному центру и каждому субъекту страны. Поскольку каждый субъект индивидуален, мы не случайно настаивали и на такой форме, как договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и Республикой Татарстан. Говоря о единстве публичной власти, к идеологии четкого разграничения полномочий в современных условиях добавляется идея взаимодействия, согласованного действия всех уровней власти в решении задач, которые являются общими для всего населения, проживающего на территории России», – отметил он.
Е. Султанов обратил внимание, что ряд положений, которые содержатся в Конституции Татарстана, с успехом используются в российском законодательстве.
Так, например, на очереди пересмотр федерального закона №184 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Сейчас в Госдуму внесен новый законопроект, где использована схема, уже существующая в Татарстане, а именно: высшее должностное лицо возглавляет исполнительную власть, но вместе с тем есть и руководитель высшего исполнительного органа.
«Как показывает успешный опыт республики, стратегические решения, определение структуры исполнительных органов и основных направлений их деятельности всегда должны оставаться за высшим должностным лицом, как бы это лицо ни именовалось», – резюмировал Е. Султанов.
Напомним, Евгений Батырович Султанов участвовал в работе над проектом поправок к Конституции РФ. В группу, которая работала над предложениями по поправкам, вошли 75 политиков, законодателей, ученых и общественных деятелей. В их число от Татарстана также вошел Председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин.