Сегодня, 5 сентября, ректор Казанского федерального университета, профессор Ильшат Рафкатович Гафуров встретился с коллегой из Московского педагогического государственного университета с тем, чтобы представить принятую в КФУ модель подготовки учителей и трансфера педагогических технологий.
Встреча состоялась после осмотра гостем инфраструктуры КФУ, обслуживающей педагогическое направление. Так, Алексей Владимирович Лубков побывал в Институте психологии и образования, где развернут уникальный Центр практик – будущие учителя начальных классов и педагоги-предметники здесь могут в максимально приближенных к реальным условиях отточить свои профессиональные навыки. Несмотря на то, что ИПО является координатором в области педобразования, эта работа идет и в других подразделениях университета. На примере Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого гостю продемонстрировали работу так называемой распределенной системы подготовки учителей, когда «предметники» осваивают свою область в профильном подразделении.
«У нас одновременно работают и классическая, и распределенная модель подготовки педагогических кадров. Стандартная система сконцентрирована нашем Елабужском институте, а в распределенную так или иначе вовлечены все институты головного вуза в Казани. Это позволяет готовить учителей, которые на уровне научных работников, ученых, знают свою предметную область, и, как мы надеемся, способны максимально компетентно доносить эти комплексные знания до своих учеников», - пояснил Ильшат Рафкатович Гафуров, комментируя итоги устроенной для гостя экскурсии.
Также ректору МПГУ представили ресурсный центр ISLAMICA в Институте международных отношений, истории и востоковедения. Здесь работа педагогического направления предстает под другим углом: ученые КФУ в рамках одного из проектов САЕ «Учитель XXI века» разрабатывают методики адаптации детей-мигрантов с тем, чтобы наладить адресную работу с ними в российских школах. Эта и другие программы, развернутые в рамках специальной стратегической академической единицы, демонстрируют возможности Казанского университета по методическому обогащению и подкреплению научной базы системы образования страны. Инновационные исследования в сфере образования, проводимые КФУ, уже дают результаты, а благодаря уникальной структуре вуза, в которую включены два лицея для одаренных детей, позволяют апробировать выработанные решения на практике.
При этом лицеи КФУ выступают площадкой трансфера не только в части трансляции новейших методических разработок. Это еще и база практик для студентов, где, с одной стороны, будущие учителя знакомятся с профессией, а с другой – ученые сферы образования могут вести включенный мониторинг эффективности новой модели подготовки педкадров. Всё это дает Казанскому университету значимое конкурентное преимущество при проведении профильных исследований – а они, как известно, имеют большой вес в глобальных рейтингах вузов.
Как и Ильшат Рафкатович, ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков является членом-корреспондентом Российской академии образования, а потому также заинтересован в развитии национальной системы образования. Он по достоинству оценил начинания казанских коллег, заявив, что опыт КФУ в сфере трансфера педагогических технологий и использования этого ресурса для повышения конкурентоспособности на мировой арене достоин широкого распространения. Гость не исключил, что некоторые из озвученных сегодня «ноу-хау» КФУ будут перениматься в московском вузе. Впрочем, детали будущей кооперации еще следует обсудить.