В Казанском федеральном университете продолжается просветительская акция «PROНаука». Доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования Павел Афанасьев выступил с лекцией под названием «Почему мы не можем "просто ладить друг с другом"».
Казалось бы, жить в мире – это то, чего хотят все. Однако в обществе часто возникают конфликты.
«Специалисты говорят о том, что конфликты и разногласия являются неизбежными. Гораздо удивительнее, что мы иногда находим общий язык. Мы действительно различаемся: у нас разные темпераменты, разные характеры, разный опыт. Как говорят специалисты, проблема заключается не в том, что мы конфликтуем, а в том, что мы не можем. Не нужно бояться конфликтов, а нужно учиться конфликтовать правильно: так, чтобы с каждым конфликтом мы становились друг другу гораздо понятнее, ближе», – отметил он.
Когда возникают какие-то разногласия, когда мы вынуждены вести переговоры, есть возможность прийти к какому-то эффективному решению, то есть смысл найти эффективный обмен. Теоретически этот эффективный обмен возможен.
«Зачастую мы сталкиваемся с различными психологическими сложностями, которые приводят к тому, что эффективно договориться и найти взаимоустраивающее решение не удается. На этот счет психологи проводят ряд исследований, экспериментов, которые позволяют нам ответить на вопрос, почему нам не удается завершить переговоры эффективно, что этому мешает и какие у нас есть способы решения этой ситуации», – подчеркнул он.
Психологически одна из ключевых проблем того, почему люди иногда отказывают друг другу в понимании, заключается в том, что мы называем феноменом наивного реализма.
«Этот феномен в том, что люди считают свою картину мира правильной и не осознают при этом своих заблуждений, переоценивают то, как окружающие соглашаются с их взглядом. В сознании нашем присутствуют лишь итоговые знания нашего познания мира, но мы не осознаем, каким образом мы приходим к тому или иному заключению, почему мы тем или иным образом видим мир», – пояснил Павел Афанасьев.
Феномен наивного реализма приводит к тому, что в ситуации конфликта, спора, разногласий мы начинаем прибегать к пристрастию к игре в свою пользу. Оно заключается в том, что мы начинаем обвинять друг друга в необъективности и неразумности.
Так, каждая сторона высоко оценивает только собственные шаги к компромиссу, считая, что в предложениях оппонентов нет никакой настоящей уступки и поэтому они не заслуживают ответного шага навстречу.
В ходе лекции спикер подвел к теории атрибуции (приписыванию). Когда люди конфликтуют, они особенно склонны переоценивать, в какой степени чужое поведение определяется чертами характера и личными недостатками, и недооценивать, в какой степени оно является следствием тех же ситуациационных влияний, которые давят на их собственное поведение.
Далее речь зашла о психологических барьерах: стремлении к справедливости, когнитивному диссонансу и рационализации; реактивному обесцениванию, неприятию потери и нежеланию обмениваться уступками.
«Стратегии преодоления психологических барьеров заключаются в управлении объяснениями событий (признание потребностей другой стороны), а также ожидании участников переговоров (убежденность в достижении соглашения)», – отметил он.
Лекция завершилась уроком переговоров. Так, следует быть обоюдно приверженным будущему, приемлемому для обеих сторон; бессмысленно убеждать людей, положение которых препятствует соглашению.
С записями лекций можно ознакомиться на сайте «PROНаука в КФУ».