В Казанском федеральном университете состоялись защиты проектов дошкольников и школьников, обучавшихся по дополнительной общеразвивающей программе «Архитектурно-дизайнерская смена URBAN-ART».
Обучение проходило в формате профильной смены лагеря, участниками которой стали дети сотрудников вуза в возрасте от 6 до 15 лет.
В начале смены проходили экскурсии по исторической части Казани, во время них ребятам рассказывали об особенностях городской архитектуры. Особое внимание было уделено ансамблю зданий Казанского федерального университета. Затем под руководством опытных наставников они приступили к разработке собственных проектов малых архитектурных форм и благоустройства.
«Ключевой ценностью нашего городского архитектурно-дизайнерского лагеря являются преподаватели КФУ – архитекторы, инженеры, специалисты по анимации и мультимедиа, среди которых есть кандидаты наук. Они смогли дать ребятам в доступной для их возраста форме первые профессиональные компетенции, основы композиции, колористики, формообразования, конструирования и цифровых технологий», – рассказала директор ИДиПИ Карина Набиуллина.
Идейным вдохновителем проекта и его разработчиком является директор Школы искусств КФУ, старший преподаватель кафедры конструктивно-дизайнерского проектирования ИДиПИ Эльза Баширова, которая уверена, что такой формат профориентационной работы является лучшим способом знакомства детей и подростков с проектной деятельностью, профессиями архитектора и дизайнера, а также с направлениями подготовки, существующими в ИДиПИ.
«Нам было важно дать возможность детям и подросткам пройти весь творческий путь, от выбора объекта проектирования и формирования идеи до презентации проекта и планов по реализации, – говорит Эльза Ильдаровна. – Дети получили представление о структуре архитектурной деятельности и теперь смогут самостоятельно и осознанно определить свой вектор развития в данной сфере».
В реализации междисциплинарного проекта Института дизайна и пространственных искусств URBAN-ART приняли участие Институт физики и Институт информационных технологий и интеллектуальных систем. Поддержку оказали Институт международных отношений и Департамент образования КФУ.
«Архитектурно-дизайнерская смена URBAN-ART проходила с 27 июня по 1 июля и включала: лекции и беседы на темы, связанные с архитектурой, дизайном, архитектурным наследием, благоустройством и инфраструктурой, проектную деятельность, в том числе эскизирование, разработку конструктивной схемы, моделирование объекта. На каждом этапе проектирования характер объекта уточнялся и совершенствовался. Кроме "ручной" графики, участники старшей проектной группы выполняли презентационные изображения с помощью современных графических планшетов, а ребята из младшей проектной группы делали анимацию в технике Stop-motion», – проинформировала Э.Баширова.
Она добавила, что участники смены проектировали малые архитектурные формы и фрагменты благоустройства, причем типологию объекта выбирали самостоятельно, исходя из личных предпочтений.
Наставниками проектных групп были преподаватели ИДиПИ: заместитель директора по развитию, доцент кафедры конструктивно-дизайнерского проектирования Елена Денисенко, заместитель директора по развитию, архитектор-реставратор Степан Новиков, заместитель директора по воспитательной и социальной работе, преподаватель кафедры конструктивно-дизайнерского проектирования, архитектор Ильгиз Разетдинов. Вопросы, связанные с транспортно-пешеходной инфраструктурой, ребятам помогал решать руководитель научно-исследовательской лаборатории «Интеллектуальная пространственная мобильность» Рамиль Загидуллин.
Свои проекты ребята частично разрабатывали с использованием цифровых технологий, помощь в этом им оказывали архитектор, руководитель проекта Центра развития промышленного дизайна ИДиПИ Миляуша Тукмакова и дизайнер, старший преподаватель кафедры дизайна и национальных искусств ИДиПИ Айдар Нуруллин. Благодаря своим наставникам юные архитекторы и дизайнеры сделали первые шаги в цифровой живописи – освоили работу с графическим планшетом и выполнили визуализацию своих проектов.
«В финале архитектурно-дизайнерской смены URBAN-ART ребята представили профессиональному жюри свои проекты, воплощенные в проектных визуализациях, анимации и макетах. Защита проходила в торжественной обстановке в Музее истории КФУ. Участники смены представили свои графические материалы и рассказали об объектах проектирования, их функции, конструктивной схеме, объяснили их концептуальное значение», – сообщила Эльза Баширова.
Лучшие работы детей и подростков были отмечены жюри.
«Неделя в URBANT-ART пролетела очень быстро. Дети получили представление о творческой профессии и познакомились с техникой создания арт-объектов. Педагоги не подавляли фантазию детей, а только направляли и творчески вдохновляли их. Защита проектов прошла в торжественной обстановке. Каждый ребенок получил возможность почувствовать себя новоиспеченным архитектором, создателем малой архитектурной формы. Мы планируем и дальше развиваться в этом направлении, ждем начала занятий для детей школьного возраста в Институте дизайна и пространственных искусств», – поделилась мама участницы смены, доцент кафедры всемирного культурного наследия Института международных отношений КФУ Лейсан Галимова.
По мнению специалиста по учебно-методической работе Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия ИМО и мамы одной из участниц смены Айгуль Шариповой, участие в проекте стало «волшебной неделей архитектурного счастья» для ее ребенка.
«Это был удивительный жизненный опыт не только для детей, но и для нас, родителей. Каждый ребенок за короткий срок сделал объемную и системную работу. А результат превзошел все ожидания. Это стало возможным благодаря опытным менторам лагеря, их умению заинтересовать ребенка и помочь ему создать масштабный проект. Каждая работа уникальна. Фантазии детей неисчерпаемы, и они хорошо использовали их в своих проектах. Желаю каждому участнику летней школы успехов, а педагогам – безграничного энтузиазма, вдохновения и удовлетворения от своей работы», – сказала она.
Заместитель директора Института фундаментальной медицины и биологии, декан Высшей школы медицины ИФМиБ Дина Андреева отметила, что благодаря участию в архитектурно-дизайнерской смене ее сын, который раньше не любил рисовать, теперь с удовольствием занимается творчеством.