Международное издательство BRILL готовит к публикации монографию, посвященную теме образования одаренных детей. В нее вошли работы ученых из 20 стран. Авторами единственной главы из России стали ученые Казанского федерального университета.
Одной из важнейших проблем в современном мире является вопрос повышения качества образования в школах и других учебных заведениях. Зачастую многие обучающиеся остаются без должного внимания и не всегда могут справиться с возложенными на них обязанностями – учиться, постигать азы наук, чтобы стать востребованными специалистами.
Грамотно выстроенный учебный процесс в школе – важная вещь, помогающая развиться ребенку в нужном направлении. Существует множество способов повышения эффективности учебного процесса, один из которых – правильно организованная обратная связь между учащимися и учителем. Данная методика сейчас апробируется в Лицее имени Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета.
Именно этот опыт был представлен в монографии Educating Gifted, Talented, Creative and Dissimilar Learner, обобщившей лучшие современные практики обучения одаренных детей в различных странах. Книга выходит в одном из старейших международных издательств BRILL, основанном в XVII веке. В числе авторов данного исследования – учитель математики Лицея им. Н.И.Лобачевского КФУ, аспирантка Института психологии и образования Алия Калимуллина.
«Одно из необходимых условий образовательной среды – наличие и востребованность в учебном процессе обратной связи. Грамотно организованная обратная связь должна давать информацию о целях и ходе обучения, дальнейших действиях. Мы разработали и апробировали механизмы обратной связи между учащимися и учителем», – рассказала аспирантка Казанского университета.
Исследование направлено на внедрение трех механизмов обратной связи в учебный процесс: обратная связь во время выполнения домашнего задания; цифровая обратная связь на этапе закрепления материала; обратная связь, основанная на самоконтроле обучающегося.
Ученые провели эксперимент, на практике проверив теоретические наработки. Он показал, что введенные механизмы обратной связи являются эффективными, они оказывают положительное влияние на качество учебного процесса и на успеваемость обучающихся.
Механизмы являются практико-ориентированными. Любой преподаватель может внедрить их в свою деятельность и проверить на собственном примере, как меняются процесс и качество учебного процесса. Особенно это актуально при организации онлайн-обучения.
Авторами отмечается, что данная методика может быть полезной не только для школьного, но и для высшего образования. Именно поэтому в Институте психологии и образования планируется ее апробация в образовательном процессе.
В основе подготовленной главы лежит двухлетняя работа, начатая еще в рамках магистерской диссертации. Наставниками молодого исследователя выступили профессора Гасангусейн Ибрагимов, Роза Валеева и приглашенный профессор КФУ Хуан Хосе Менья Маркос (Университет Саламанки, Испания).
Роза Алексеевна особо подчеркнула высокие требования издательства к публикации.
«Замечания от рецензентов касались не столько содержания – авторы не понимали методику, которая реализуется в нашем институте, так как методология в зарубежных странах отличается. Из-за этого у рецензентов возникали вопросы. Но мы по всем замечаниям дали исчерпывающие разъяснения. Я считаю, что это важный опыт для молодого исследователя», – поделилась ученый КФУ.