В шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета открытую лекцию «Подкастинг любительский и профессиональный» прочитала доцент кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций ВШЖиМК КФУ Галина Арсентьева.
Рассказывая о том, как зародился и развивался подкастинг, она отметила, что первым этот термин употребил в 2004 году журналист газеты «Гардиан» Бен Хамерси в материале «Звуковая революция».
Слово подкастинг, обозначающее процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов-подкастов, произошло от английского podcasting, от iPod и английского broadcasting или personal on demand broadcasting – повсеместное вещание, широковещание.
Г. Арсентьева обратила внимание на динамику развития подкастов. По словам спикера, в сентябре 2004 года на запрос «подкасты» Google выдавал 24 ссылки, в 2023 году – 5 миллиардов.
«Пять миллиардов подкастов сделаны профессионалами? – прозвучал риторический вопрос спикера. – Конечно, нет. Где грань между любителем и профессионалом в подкастинге?»
О том, как любитель может стать профессионалом, лектор рассказала на примере уроженки Санкт-Петербурга, а ныне жительницы Лондона Кристины Вазовски. Запустив в 2018 году подкаст «Это Провал», она уже в 2019 году вошла в список Forbes «30 до 30». Сегодня у Кристины подкаст-студия, она сама обучает подкастеров.
«Человек, с которого начался подкастинг в нашей стране, – это Василий Стрельников. Это известный радиожурналист, который ушел в подкастинг», – сообщила доцент ВШЖиМК и рассказала об особенностях его стиля работы.
В Татарстане подкастинг развивается стремительно. Сейчас есть подкасты у целого ряда СМИ, сказала Галина Леонидовна и привела ряд примеров.
«У нас есть подкасты Музея истории Казанского университета. Всего 39 эпизодов, 1,5 тысячи подписчиков. Хронометраж – до 40 минут. Темы – академические», – проинформировала лектор и добавила, что музейщики используют интересный подход к звуку.
Размещаются эти подкасты в группе «Музеи Казанского университета», в соцсети «ВКонтакте». В основе многих из них – исследования по истории вуза, а также материалы, хранящиеся в музейных фондах.
Далее лектор проинформировала о различных жанрах подкастов, в числе которых – разговорное шоу, смешанный, фикшн, нон-фикшн, дискуссия, интервью, соло-подкаст, нарратив.
«Нарратив – это самый сложный жанр, любители обычно используют жанры разговорных шоу, а профессионалы, как правило, останавливаются на нарративных подкастах», – подчеркнула она.
По мнению Арсентьевой, любители в подкстинге – практически все, потому что это новое явление.
«Даже профессиональный радиожурналист, который приходит в подкастинг, является прежде всего любителем, хотя у него поставленная речь, он знает, как нужно перед микрофоном сидеть, как подбирать звук, – уверена доцент КФУ. – Профессионалы в подкастинге те, кто зарабатывает с помощью подкастов, для кого подкасты – основной доход. Если ваш подкаст так или иначе монетизируется, то вы можете сказать, что вы профессионал и нашли свою аудиторию».
На вопрос из зала, что приносит доход профессионалам в подкастинге, преподаватель ВШЖиМК ответила: реклама и донаты.
По мнению спикера, студенческие подкасты иногда бывают «на голову выше» подкастов профессионалов, главное – правильно выбрать тему.
«У вас должна быть интересная идея, интересные гости, драматургия вашего подкаста и обязательно высокое качество звука», –напутствовала она, завершая выступление, тех, кто загорелся желанием создавать собственные подкасты.
После мероприятия третьекурсница ВШЖиМК КФУ Анастасия Золотухина призналась, что лекция была ей очень полезна, так как позволила полностью погрузиться в тему подкастов.
«Я учусь на направлении «Мультимедийная журналистика», и эта тема не была для меня новой, – поделилась девушка. – Но было очень круто систематизировать имеющиеся знания. Галина Леонидовна в сжатой форме дала всю информацию, которая необходима для того, чтобы самим начать делать подкасты. У нас в планах – запустить подкаст о том, как живется людям с ограниченными возможностями, которые учатся в КФУ».