Восемь учащихся лицеев Казанского федерального университета стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
Дипломами победителей отмечены три представительницы Лицея им. Н.И. Лобачевского КФУ: Ксения Лисовская (10 класс), Екатерина Бородачева (11 класс) и Алина Абдулова (9 класс). Призерами стали пять лицеистов, из них двое: Азат Каримов (10 класс) и Камилла Сулейманова (11 класс), учатся в СУНЦ IT-лицей КФУ, а трое – в Лицее им. Н.И. Лобачевского КФУ: Алексей Башлай (10 класс), Булат Идиатуллин (10 класс) и Тимур Усманов (11 класс).
«В этом году заключительный этап олимпиады, участниками которой стали порядка 300 школьников, проходил в Казани. Команда Татарстана состояла из 35 человек, в ее составе было несколько учащихся Лицея имени Н.И. Лобачевского и СУНЦ IT-лицея КФУ», – сообщила учитель биологии Лицея имени Н.И. Лобачевского КФУ Наталья Сафиуллина.
Она отметила, что вопросы олимпиады с каждым годом становятся все интереснее, для того чтобы ответить на них необходимо обладать широким кругозором и системным мышлением.
«Экология – наука комплексная, она требует того, чтобы школьник хорошо знал не только биологию, географию, химию, но и разбирался в политической ситуации, социологии, экономике, экологическом праве», – пояснила педагог.
Наталья Ивановна подчеркнула, что уроков по экологии в школьной программе нет и рассказала как готовятся к олимпиаде в Лицее им. Н.И. Лобачевского.
«Занятия проходят в рамках кружков и во время полевых практик. Нам очень помогает Институт экологии и природопользования КФУ. Дело в том, что олимпиада по экологии включает два тура: теоретический и проектный, в котором нужно представить научно обоснованный проект. Проектной деятельностью нашим ребятам помогают заниматься ученые ИЭиП КФУ, за что мы им очень благодарны. Лицеисты с удовольствием проводят свои исследования на базе Казанского университета. Летом вместе со студентами во время их практики они собирают материал, который потом в лабораториях обрабатывают. Достаточно много времени занимает написание исследовательского проекта. Этот проект представляют ребята на практическом туре олимпиады по экологии», – рассказала она.
Одиннадцатиклассница Екатерина Бородачева участвует в олимпиадах с 9 класса.
«Наталия Ивановна на протяжении всего учебного года готовила нас к олимпиаде, не жалея времени и сил, – говорит школьница. – В этом году основной моей задачей была систематизация полученных ранее знаний и подробное изучение эволюции органического мира. Теоретическая подготовка к олимпиаде в основном складывалась из выполнения заданий прошлых лет и чтения большого количества книг по экономике, химии, биологии, географии. Кроме того, чтобы успешно выступить на олимпиаде, необходимо было постоянно быть в курсе происходящих в мире событий и уметь лаконично выражать свои мысли в письменном виде. Я долго и упорно практиковалась разными способами – от ответов на экологические вопросы до сочинений на свободную тему».
Проект, который представила Екатерина на заключительном этапе олимпиады, она готовила под руководством заместителя директора по научной деятельности, доцента кафедры общей экологии ИЭиП КФУ Марии Кожевниковой.
«Мы работали на территории карбонового полигона "Карбон–Поволжье", где изучали содержание углерода в древесном дебрисе. Такие разработки в будущем помогут определить баланс эмиссии парниковых газов и их секвестрации, что крайне важно для достижения углеродной нейтральности. Я рада тому, что имела возможность работать в лабораториях КФУ и сотрудничать с настоящими профессионалами своего дела, такими как Мария Владимировна», – поделилась Екатерина.
Ксения Лисовская представила на олимпиаде научную работу «Изменения функциональных признаков растений луговой экосистемы в ходе восстановительной сукцессии», которую она подготовила под руководством доцента кафедра общей экологии ИУЭиФ КФУ Галии Шайхутдиновой.
«Подготовку к олимпиаде мы начали еще в сентябре, – рассказывает десятиклассница. – У нас в лицее очень хороший кружок по экологии, который ведет Наталья Ивановна Сафиуллина. На заседаниях кружка мы обычно разбираем сложные темы все вместе, ведем дискуссии. Иногда к нам приходят выпускники нашего лицея и занимаются с нами. Самостоятельно мы читаем статьи и учебники дома. Я считаю, что многое зависит от самодисциплины и умения распоряжаться своим временем. Важно не переусердствовать с занятиями, чтобы не потерять интерес к тому, что ты изучаешь. Тогда и сам процесс подготовки к олимпиаде будет интересным и приятным, и результат будет отличным!»
Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников по экологии получат льготы при поступлении в вузы на профильные программы подготовки.