В КСК КФУ «УНИКС» состоялось открытие IX Международного форума по педагогическому образованию IFTE–2023. Главная тема – «Качество педагогического образования в условиях современных вызовов».
Научное мероприятие проводится КФУ совместно с Минобрнауки России, Российской академией образования, Федеральным учебно-методическим объединением высшего образования.
Форум признан внести свой вклад в повышение статуса и профессионализма педагогических работников, наставников, которые работают в разных секторах российского образования.
Торжественное открытие мероприятия предварил гимн Казанского университета.
В открытии приняли участие первый проректор – проректор по научной деятельности КФУ Дмитрий Таюрский, директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин, директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова, первый заместитель министра образования и науки РТ Андрей Поминов, ректор Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова Нурлан Дулатбеков, президент Партапского педагогического колледжа (Лудхиана, Индия) Балвант Сингх и другие.
От имени ректора Казанского федерального университета Ленара Сафина гостей поприветствовал Дмитрий Таюрский.
«Наш университет является одним из самых крупных научно-образовательных центров Российской Федерации. У нас работают более 10 тысяч сотрудников и обучаются более 50 тысяч студентов. Контингент иностранных граждан составляет 11,5 тысячи, которые представляют 101 страну мира. В Казанском университете реализуется более 700 образовательных программ, из которых 20 процентов так или иначе связаны с подготовкой педагогических кадров,– констатировал первый проректор. – Девять лет назад мы провели первый международный форум в Казанском университете по педагогическому образованию, который собрал чуть более 100 человек. Отрадно констатировать, что за прошедшие годы масштабы и востребованность форума в российском научно-образовательном пространстве расширились. Сегодня вновь мы рады видеть наших давних партнеров и новых коллег, которые приобщаются к одной из крупнейших в мире научных площадок по обсуждению проблем и перспектив развития педагогического образования».
Д. Таюрский особо подчеркнул, что в этом году очными участниками форума являются почти 800 исследователей, которые представляют 116 городов, 167 университетов, из них 30 расположены за пределами Российской Федерации. Приехали ученые из 15 стран мира. Дополнительно на форуме зарегистрировались более 12 тысяч российских и иностранных педагогов-практиков, которые смогут посетить практически все заседания в онлайн-формате. Он также поприветствовал почетных гостей из Индии, Словении, Ирландии, Казахстана, Узбекистана, Бразилии, Турции и ряда других стран. В завершение Таюрский выразил благодарность за многолетнее сотрудничество с университетом.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева поприветствовала участников IFTE–2023 в видеообращении:
«За годы проведения форум стал традиционной площадкой для обмена опытом и лучшими практическими наработками, осмысления педагогами и учеными тех процессов, которые идут в системе образования сегодня. Данное мероприятие проходит в объявленный Президентом России Год педагога и наставника в РФ. Символично, что в этом же году празднуем 200-летие со дня рождения "отца русской педагогики" Константина Ушинского и 80-летие Российской академии образования. Все мы хорошо знаем, что качественное педагогическое образование – одно из главных условий процветания и благополучия нашего общества, его всестороннего развития. Отрадно, что сегодня на самом высоком уровне особое внимание уделяется совершенствованию учебных программ, научно-исследовательской базы, кадрового и методического обеспечения отечественной системы подготовки педагогических кадров. Форум будет способствовать распространению передовых научных идей и проектов в этой сфере».
В своей речи первый замминистра образования и науки РТ А. Поминов сообщил, что сегодня в республике сложилась целостная система подготовки учителей, которая включает в себя педагогические классы общего образования, целую сеть педагогических колледжей, высшее образование, аспирантуру, науку, диссертационные советы по педагогике.
«Ключевым и самым главным ядром этой системы является Казанский федеральный университет, в котором обучается более 75 процентов будущих педагогов. Сегодня в вузах республики по педагогическим направлениям и специальностям обучаются более 12 тысяч человек. 75 процентов от этого числа обучаются в КФУ. Система включает в себя и детский сад, и общеобразовательные школы, систему дополнительного образования и высшее образование. Неслучайно наш форум проходит в Казанском университете, который входит в число лучших центров не только нашей страны, но и мира по подготовке педагогических кадров», – акцентировал внимание присутствующих Поминов.
Он также напомнил, что КФУ стал первым вузом в Российской Федерации, который вошел в международный рейтинг по подготовке учителей.
Впечатленная данными статистики форума, Елена Казакова подчеркнула, что почти 1 тысяча человек в очном формате и еще несколько тысяч человек дистанционно будут обсуждать судьбы и перспективы развития педагогического образования.
«Зачем мы проводим форум? Для того чтобы обрести общий язык понимания того, что происходит сегодня, того, что мы сделаем в будущем. Для нас это очень важно, – признала она. – Нам всем очень нужно понимать друг друга. Если мы понимаем, верим и доверяем, партнерствуем, действуем, то мы создаем то, о чем мечтали вчера, о чем мечтаем сегодня, и что будет составлять "ткань жизни" тех детей, ради которых мы это делаем».
Напомним, сегодня в Карагандинском университете имени академика Е.А. Букетова пройдет «IFTE–2023: Казахстан». На площадке Нукусского государственного педагогического института 29–30 мая состоится «IFTE–2023: Узбекистан».
«Университет – центр, пространство инноваций педагогического образования, источник и локомотив инновационного развития общества и государства в целом. Казанский университет – один из примеров того, как вуз с историей, хорошими традициями и выдающимися учеными может отвечать на вызовы времени и идти вперед», – отметил Нурлан Дулатбеков.
Президент Партапского педагогического колледжа Б. Сингх рассказал о сотрудничестве с КФУ, которое началось с 2019 года.
«Для меня большая честь присутствовать здесь. Форум известен, он вносит вклад в развитие педагогического образования во всем мире, увеличивает академическое сотрудничество между учеными, педагогами, развивает связи и дает возможности обсуждать и развивать педагогическое образование», – сказал он.
Подготовка учителей в различных странах подразумевает ответственность и продвижение поколения вперед.
«Проблемы накладывают определенный отрицательный отпечаток на образ учителя. Плохая подготовка учителей не способствует дальнейшему развитию общества, возникает разрыв поколений. Качественное образование является инструментом для достижения устойчивого развития, определяет судьбу всей нации», – подытожил он.
Программу продолжило пленарное заседание. Далее состоится заседание ФУМО, посвященное образованию и педагогическим наукам.