В конце июля в издательстве Waxmann Verlag GmbH, основанном в 1987 году, была опубликована монография Differentiated Instruction Around the World A Global Inclusive Insight, посвященная глобальному пониманию дифференцированного обучения. Одну из глав подготовили ученые Института психологии и образования Казанского федерального университета, которые раскрыли актуальные аспекты дифференцированного обучения.
Монография посвящена глобальному пониманию дифференцированного обучения. В общей сложности ученые 14 стран из 5 континентов (Австралии, США, Новой Зеландии, Бельгии, Финляндии, Австрии, Турции, Китая, Швейцарии, Люксембурга, Германии, Мексики, Хорватии, Южной Африки) представили свои эмпирические данные, теоретические и практические подходы к теме. Главу под названием Differentiated Instruction from Russian Researches Perspective написали заведующая кафедрой педагогики ИПО Роза Валеева, директор ИПО Айдар Калимуллин и доцент кафедры педагогики ИПО Наталья Калацкая.
Казанские ученые в своей публикации критически осмыслили актуальные аспекты дифференцированного обучения, рассматриваемые российскими исследователями. В частности, они раскрыли сущность и дали основные характеристики такого обучения в контексте советских и российских исследователей, представили этапы становления дифференцированного обучения в России. В исследовании также раскрывается развитие вопросов данного обучения в российской школе, основные формы и виды дифференциации. В рамках исследования, послужившего основой для главы, был использован комплекс разнообразных исследовательских и аналитических методов, дополняющих друг друга (анализ и обобщение научных работ, а также изучение и обобщение инновационного педагогического опыта).
По словам директора Института психологии и образования Айдара Калимуллина, международные сравнительные исследования крайне актуальны в современной ситуации.
«В международных и политических реалиях мы должны рассказывать мировому научно-педагогическому сообществу о достижениях нашей страны в области образования. Выход таких монографий свидетельствует, что интерес к российской педагогике сохраняется, нам есть что сказать, – отметил Калимуллин. – Вместе с тем, коллаборация с международными учеными позволяет нам узнать о лучших практиках в мире и адаптировать их к российской образовательной практике».
Таким образом, публикация в монографии данной организации – подтверждение особой репутации КФУ на мировой научной арене, добавил директор ИПО.
Как отметила доцент ИПО Наталья Калацкая, интерес к проблеме дифференцированного обучения учеными всего мира не случаен. Он вызван тем фактом, что мир стал очень разнообразным. А многообразие определяется неоднородным составом обучающихся, влиянием миграционных процессов, глобальными проблемами, в частности, пандемией COVID-19, внедрением инклюзивного образования и другими проблемами.
«Учителям во всем мире приходится применять в своей практике дифференцированное обучение, чтобы удовлетворить потребности всех учащихся. Как показал опыт, вопросы дифференциации в обучении рассматриваются учеными во всем мире по-разному. Поэтому данная книга представляет собой первую публикацию, посвященную глобальному пониманию дифференцированного обучения», – отметила она.
По словам собеседницы, учеными КФУ представлен российский опыт применения дифференцированного обучения в школьной практике. В российских школах практика дифференциации в настоящее время представлена в большом разнообразии, существуют определенные формы и виды ее проявления, уточнила она.
Для справки: издательство Waxmann Verlag GmbH публикует специальную литературу для читателей по таким научным направлениям, как педагогика, психология, социология, фольклор, музыковедение и лингвистика, а также результаты исследований в области образования. Ежегодно издательство публикует монографии, антологии, книжные серии и журналы. В настоящий момент издано около 3 тыс. доступных наименований научных публикаций. Каждый год публикуется около 200 новых наименований, которые доступны в виде печатных и электронных книг. Waxmann также является частью издательского сообщества utb. с 2015 года. Под брендом utb. печатаются 19 издательств из Германии, Австрии и Швейцарии, которые выпускают совместную линейку учебников. Ежегодно публикуется более 150 новых наименований по более чем 30 дисциплинам гуманитарных, естественных, социальных, экономических и инженерных наук.