Представители Казанского федерального университета во главе с ректором Ленаром Сафиным приняли участие в заседании Совета по грантам на оказание государственной поддержки создания и развития передовых инженерных школ (ПИШ).
Команду КФУ сегодня также представляли проректор по вопросам экономического и стратегического развития Марат Сафиуллин, директор ПИШ «Кибер Авто Тех» Гузель Капитонова и научный руководитель школы, директор НЧИ КФУ Георгий Котиев. Со стороны Республики Татарстан и ключевого индустриального партнера проекта выступили президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов и директор по развитию ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров.
Вел заседание министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Члены Совета заслушали доклад Казанского университета о проделанной работе за 2023 год. По итогам оценки показателей эффективности вузу будет определен грант на 2024 год.
В своем отчете Гузель Капитонова подчеркнула, что основной целью ПИШ «Кибер Авто Тех» является подготовка инженерных кадров нового типа, способных реализовать прорывные разработки и проводить исследования в области беспилотных транспортных средств, высокоэффективных энергоустановок автомобилей на неуглеродном топливе, цифрового моделирования и управления производственными системами автомобилестроения.
По словам директора школы, для достижения поставленной цели в первую очередь необходимо создать экосистему, включающую в себя современную инфраструктуру, высокотехнологичное оборудование, новые методики преподавания и тесную взаимосвязь с индустриальным партнером.
«В 2023 году мы совместно с КАМАЗом и ведущими российскими вузами разработали и запустили 3 необходимые нам образовательные программы, а также провели обучение по 5 уникальным программам ДПО для работающих инженеров ПАО «КАМАЗ» и ОАО «РИАТ». Кроме того, были созданы 11 новых научно-исследовательских и учебных лабораторий, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием. По результатам проведения научных исследований школы по заданию индустриального партнера зарегистрированы 10 РИД и опубликованы 22 научных статьи», - сообщила Г.Капитонова.
Далее она более подробно остановилась на конкретных разработках, осуществляемых в рамках деятельности ПИШ КФУ.
Напомним, что школа работает над решением инженерно-технологических задач для индустриального партнера по 3 основным направлениям: «Автотранспорт с низким/нулевым углеродным следом», «Интеллектуальный автомобиль» и «Технологии интеллектуальных производств».
Что касается первого направления, то в 2023 году на основании 1D-модели батареи топливных элементов (БТЭ) были проведены исследования по улучшению его рабочих характеристик, спроектированы 3D-CAD модели компонентов БТЭ, изготовлен опытный образец единичного топливного элемента и сейчас ведется работа по изготовлению полноразмерной БТЭ.
По направлению «Интеллектуальный автомобиль» велась разработка системы контроля движения беспилотных транспортных средств (БТС), которая весной 2024 года должна лечь в основу группового управления БТС на трассе М-11. В целях масштабирования полученных результатов проекта также ведутся работы по созданию цифровой карты трассы М-12.
В рамках третьего направления создаются новые материалы с заданными свойствами для аддитивных технологий, разрабатываются технологии по повышению эксплуатационных свойств традиционных материалов (чугун и сталь), ведутся работы по повышению геометрической точности и ресурса сложнопрофильных зубчатых колес.
Заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров в свою очередь добавил, что сотрудничество с ПИШ Казанского университета позволило компании получить перспективные конструкторские и технологические решения для производства новых автомобилей.
«На сегодняшний день в рамках проведения научных исследований по основным направлениям ПИШ реализуются 11 проектов НИОКР. Кроме того, совместно с КФУ мы формируем у выпускников востребованные компетенции в области автомобилестроения, которые позволяют решать конкретные практические задачи», - отметил представитель индустриального партнера вуза.