В Казани продолжает свою работу первый международный мультиспортивный турнир в концепции фиджитал «Игры будущего». В тематической зоне «Город будущего» с лекциями выступили директор Института информационных технологий и интеллектуальных систем Михаил Абрамский и директор Института искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии Казанского федерального университета Дмитрий Чикрин.
Михаил Абрамский прочитал лекцию «Вдохновляясь Phygital. Знания, навыки и привычки, которые полезно перенять из IT-сферы в свою жизнь».
IT – искусственный продукт человека, функционал digital-сферы был основан на объектах реального мира. По словам Абрамского, IT-сфера новых слов не придумывает, а лишь переосмысливает существующие. Так, например, понятийный аппарат IT-специалистов состоит в большей части из общеупотребительных слов – «архитектура», «мост», «перегрузка», «одиночка», «сахар», «соль» и многих других.
«У математиков есть такие интересные термины – "ансамбль", "башня", "душа", "оракул", "поле", "решетка", "ткань", "фильтр" и так далее. Это тоже вполне себе математические объекты», – отметил спикер.
Есть заимствования и из лингвистики – «язык», «синтаксис», «префикс», «алфавит». Спикер связывает это с тем, что и лингвисты, и программисты занимаются изучением языков, только в первом случае – естественных, а во втором – искусственных.
Философия Платона, заключающаяся в том, что существует два мира – мир вещей и мир идей, – также нашла свое отражение в IT-индустрии.
«Платон это придумал давно, а мы это используем, когда пишем код. В программировании мы пишем класс – это некоторая "идея" какой-то программной сущности, а потом создаем объект этого класса – "вещь"», – объясняет теорию Абрамский.
IT-понятия также заимствуются из мира живого. Директор ИТИС рассказал, почему ошибку в коде или работе программы называют багом.
«Еще в ХIХ веке Томас Эдисон говорил о баге как о некоторой технической ошибке, которую сложно отследить», – говорит Михаил Михайлович.
В 1946 году американский инженер Грейс Хоппер, разбираясь в причине поломки компьютера, обнаружила мотылька в реле. После этого «баг» закрепился в лексиконе программистов как ошибка в коде, поделился со слушателями интересным фактом М. Абрамский.
«IT-сфера много-много заимствует в себя. Может быть, пришло время отдавать то, что она накопила?» – задался вопросом лектор.
Далее он рассказал о пользе современных технологий и привычках, внедряя которые в жизнь, можно оптимизировать важнейший ресурс – время.
Работа с текстом уже сделана до нас кем-то ранее, убежден Михаил Михайлович. Существуют сервисы, предоставляющие готовые комбинации алгоритмов по обработке или генерации текста и шаблоны – так называемые регулярные выражения. Спикер упомянул и способность ИИ создавать уникальные изображения.
«Генерируйте! Используйте инструменты больших языковых моделей (LLM), а также нейронных сетей, которые генерируют тексты или изображения, пока это возможно и практически безболезненно», – призвал директор ИТИС.
Абрамский напомнил слушателям о правилах цифровой гигиены, а именно научил как защитить себя от киберпреступников и проверить почтовый ящик на предмет утечек, а также рассказал о методологиях Agile, Kanban и Scrum, которые помогут повысить эффективность в работе.
Он также поделился лайфхаком – как, пользуясь сайтом по поиску вакансий, приблизиться к желаемой профессии. Необходимо открыть интересующую вакансию, просмотреть требуемые навыки и постараться овладеть ими.
Далее лектор ответил на ряд вопросов слушателей. Он рассказал Центру медиакоммуникаций КФУ, что поддерживает концепцию фиджитал-игр.
«Для нас киберспорт – очень важное направление, поскольку видеоигры – это то что мы делаем, – поделился мнением Абрамский. – Мы любим микс цифрового и реального мира, все, что касается синергетического эффекта. Любой микс позволяет со стороны взглянуть на каждую сферу, например, для киберспортсмена участие в фиджитал-играх – возможность переложить свои ценности на традиционный спорт. Для физического спортсмена – это шанс понять, что киберспорт – это тоже спорт».
М. Абрамский убежден, в настоящее время киберспортсмен – это уже профессия.
О том, что такое машинное творчество и как отличить продукты, созданные человеком и машиной, рассказал Дмитрий Чикрин в ходе лекции под названием «Искусственный интеллект и машинное искусство».
По словам директора ИИРСИ, произведение искусства – результат одного из трех процессов – исследования, комбинирования или преобразования. Последний процесс – преобразование случается крайне редко, когда полностью «меняются правила игры».
«Примером таких преобразований являются мнимые числа в математике, которые так изначально и были названы, потому что их не должно было существовать. Это и пересекающиеся параллельные линии Лобачевского, роман "Улисс" Джеймса Джойса, который не имеет начала и конца и в общем-то закольцован в своем исследовании, кубизм Пикассо. То есть – это, когда тот, кто производит продукт творчества, полностью меняет существующие правила игры, такого никогда не было создано до него», – пояснил Д. Чикрин.
Произведения искусства вызывают эмоции, это их отличительное свойство. Не совсем корректно полагать, что эмоциями должны обладать и создатели искусства, считает Дмитрий Евгеньевич.
«Тот, кто умеет создавать произведения искусства, обладает не эмоциями, а определенным типом мышления», – подчеркнул он, говоря о различиях между продуктами, созданными человеком или ИИ.
Люди, умеющие генерировать новое, обладают дивергентным мышлением – способностью находить массу решений по нечетко обозначенным задачам.
«Все три вида творчества свойственны машинам. Например, такой вид, как исследование – формирование новых изображений и текстов стало доступно еще с 50-х годов машинам, которые как раз получали новые сведения, начиная от структуры белков и заканчивая новыми фрактальными изображениями», – рассказал Чикрин.
Спикер отметил, что современные ИИ пока не представляют особую опасность для человека, что широко обсуждается в последние годы.
«Они в чистом виде, как это не странно, – гуманитарии и практически не способны производить точные вычисления, но именно они способны творить. Такое ощущение, что это эмоциональные сущности, которые фактически не обладают логическим мышлением, – рассуждает Дмитрий Чикрин. – Они способны к всплескам эмоций, часто их поведение далеко от рационального. Сущность сознания – это то, на чем оно обучается и создается, – именно тот массив произведений искусства, корпусов текста и всего остального. Чему мы искусственный интеллект обучили, тем он и стал. Это абсолютно поразительное событие, к которому сейчас очень мало внимания, с моей точки зрения, уделяется со стороны классической психологии», – выразил надежду на более глубокое изучение ИИ Д. Чикрин.
Мероприятие продолжилось сессией вопросов и ответов. Так, слушатели поинтересовались, как научиться быстрее воспринимать сложную информацию.
По мнению директора ИИРСИ, любой процесс обучения, как искусственного интеллекта, так и человека, – это всегда тренировка.
На вопрос можно ответить двояко, считает спикер. С одной стороны, можно пойти по сложному пути, если человек действительно хочет разобраться в том, что ему тяжело дается. Условно, если продолжить заниматься программированием в течение пяти лет, хоть это и тяжело, то спустя это время человек все равно станет квалифицированным программистом.
«С другой стороны, я последователь философии Стивена Кови. У него есть замечательная книга о навыках высокоэффективных людей. Если у вас что-то хорошо получается, то этим и занимайтесь», – убежден Чикрин.
Далее прозвучал вопрос, касающийся этики и философии искусственного интеллекта, насколько важно регулирование этой сферы на законодательном уровне, и не будет ли это тормозить развитие ИИ. На что Д. Чикрин ответил:
«Единственный из мыслителей в сфере искусственного интеллекта и робототехники, который был прав по отношению к тому, что произойдет с ИИ, это Айзек Азимов. Как только были созданы мыслящие роботы, они стали образом и подобием человека, и по отношению к ним стала применяться любая логика, которая применима к человеку. Если мы посмотрим на Азимова, то либо мы сразу определяем фундаментальные принципы функционирования роботов, которые записываются на уровне жесткой логики и представляют собой непреодолимые барьеры, либо, в противном случае мы получаем ситуацию, схожую с той, что рассматривалась в трилогии "Матрица" и конфликте с "городом 0" Аниматрицы».
К слову, Китай первым в мире вводит в юридическую плоскость законченный комплекс законов о регулировании искусственного интеллекта.