Сегодня в Казанском федеральном университете открылся Международный форум по математическому образованию. В его работе принимают участие более 200 специалистов в области математического образования из разных регионов России, США, Франции, Мексики, Беларуси, Азербайджана, Таджикистана, Украины и Узбекистана.
От имени ректора и администрации Казанского федерального университета участников форума поприветствовал проректор по образовательной деятельности Дмитрий Таюрский. Он отметил, что все мероприятия, проводимые в этом году в университете и хоть как-то касающиеся математики, физики и астрономии, приурочены к 225-летию великого математика Н.И.Лобачевского, вся жизнь, административная и научная деятельного которого связана с университетом.
Дмитрий Таюрский поделился своими впечатлениями от поездки на международный форум «Наука и технологии в обществе», который проходил в начале октября в Японии.
«На секции, посвященной образованию, много говорилось о том, что нужно сделать для того, чтобы образование XXI века было полезным, востребованным и ориентированным на молодежь. В этом плане математическое образование сегодня имеет очень важное значение, поскольку если раньше мы понимали, что математика нужна была для людей, которые предопределили свой путь в области математики, физики, естественных наук, то сегодня ни одна деятельность не возможна без глубоких знаний математики. Но возникает вопрос: как учить математике? Я надеюсь, что в ваших дискуссиях и выступлениях будет найден ответ на этот вопрос», - сказал проректор, обращаясь к коллегам.
Также он напомнил, что Казанский университет участвует в проекте 5-100, одним из стратегических направлений развития которого является САЕ «Учитель XXI века».
«Этот вопрос действительно волнует нас, и те усилия, которые мы сегодня прикладываем, должны поменять подходы к образованию педагогов», - добавил Дмитрий Таюрский.
В заключение он пожелал участникам форума успешной работы и приятного времяпрепровождения в Казани, а также найти время, чтобы посмотреть, какие новые возможности появились для подготовки преподавателей в КФУ.
От лица коллектива Института математики и механики КФУ коллег поприветствовал директор указанного института, профессор Максим Храмченков. Он рассказал, что в настоящее время в университете проходит эксперимент, связанный с математическим образованием.
«После присоединения ТГГПУ к КФУ в Институт математики и механики вошли математические кафедры педагогического университета, на которых готовили преподавателей математики. В настоящее время идет оценка того, насколько эта "трансплантация" оказалась успешной, не происходит ли отторжение и как развиваться дальше. В определенной степени это нацелило всех сотрудников и преподавателей института на эффективность и поставило новые задачи. Но все мы заинтересованы, чтобы этот опыт оказался позитивным», - добавил Максим Храмченков.
Директор Института математики и механики КФУ также подчеркнул, что изучение математики - самая важная из существующих сегодня задач. «Нет сегодня такой области знаний, где бы не использовалась математика», - сказал он.
Максим Храмченков призвал коллег-педагогов прививать молодому поколению любовь и уважение к математике. При этом, по его мнению, этого возможно достичь, в том числе, если поменять программу обучения математике.
«Ее надо менять, потому что меняется жизнь и сфера применения математических знаний. Сегодня нет области знаний, где бы математика не играла ведущей роли», - подчеркнул он.
Заведующий кафедрой теории и технологий преподавания математики и информатики КФУ, профессор Лилиана Шакирова в свою очередь проинформировала участников форума, что помимо открытых лекций, конкурсов, конференции, форумов, к 225-летию со дня рождения Н.Лобачевского планируется открытие дома-музея Н.И.Лобачевского, где он жил и работал. А самым знаковым событием этого года должно стать вручение Международной медали и премии им. Н.И.Лобачевского, которой за выдающиеся достижения в области геометрии и ее приложений удостоен американский математик Ричард Мелвин Шен, профессор Калифорнийского университета в г. Ирвине.
Для справки. Международный форум по математическому образованию проходит в КФУ с 18 по 22 октября. Он объединяет в себе три значимых мероприятия: VII Международную научно-практическую конференцию «Математическое образование в школе и вузе: теория и практика» (MATHEDU-2017), XXXVI Международный научный семинар преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов и VII Республиканский семинар учителей математики, объединенные общей тематикой «Н.И.Лобачевский и математическое образование в России».
Научный семинар преподавателей математики и информатики проводится ежегодно с 1987 года в разных городах России, объединяя ученых и преподавателей школ и вузов многих регионов нашей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья. Семинар поистине уникален и по длительности действия (функционирует уже 30 лет), и по постоянству работы, и по региональному охвату. Бессменным научным руководителем семинара является известный методист, автор учебников по математике, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования Александр Мордкович.
За время своего существования конференция MATHEDU, инициатором и организатором которой выступает кафедра теории и технологий преподавания математики и информатики Института математики и механики КФУ, также заслужила признание научной общественности. Целью проведения конференции является объединение усилий ученых и преподавателей учебных заведений различного уровня в поиске путей решения проблем математического образования в школе и вузе в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Планируется анализ современных методик и технологий обучения математике и информатике в школе и вузе, предложение конкретных мер по совершенствованию многоуровневой подготовки учителей математики и информатики в условиях бакалавриата и магистратуры; обсуждение основных проблем школьного и вузовского математического образования в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Среди ключевых докладчиков форума – Мурат Чошанов, профессор кафедр высшей математики и подготовки учителей, директор докторской программы PhD in Teaching, Learning and Culture Техасского университета в Эль Пасо, США; Фредерик Кастель, директор педагогических институтов г.Шомон и г.Труа при Университете г.Реймс, Шампань-Арденн, Франция; Александр Мордкович, автор более 300 публикаций, среди которых свыше 100 книг и учебников по математике для школьников, абитуриентов, студентов педвузов, учителей математики.
Программа работы форума традиционно включает шесть направлений: «Научное и педагогическое наследие Н.И.Лобачевского», «Исторические предпосылки, тенденции и особенности развития математического образования в России», «Анализ и обобщение теоретических и практических, традиционных и инновационных подходов к модернизации математического образования», «Научно-методическое обеспечение качества подготовки современного учителя математики в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов», «Обмен технологиями, материалами, опытом работы по обучению математике в общеобразовательных учреждениях, университетах, педагогических вузах», «Практика математического образования за рубежом».
В рамках мероприятий форума планируются мастер-классы ведущих учителей и ученых для студентов; беседа студентов и участников форума с профессором Чошановым на тему «Математика – интеллектуальный бренд России»; круглый стол «Проблемы математического образования», на котором выступят ученые разных стран; неформальные встречи и дискуссии.
В России всегда была традиционно сильная система математического образования. В последние годы в ней наблюдаются существенные изменения, обусловленные рядом объективных и субъективных причин. В ее дальнейшем развитии заинтересована вся математическая общественность России: от ученых-теоретиков до учителей-практиков. Организованный Институтом математики и механики им.Н.И.Лобачевского Казанского федерального университета Международный форум по математическому образованию имеет своей целью объединение творческих сил учителей, преподавателей вузов, методистов-математиков для обсуждения проблем и дальнейших перспектив развития математического образования.