11–12 апреля на базе Института психологии и образования Казанского федерального университета совместно с Министерством образования и науки РТ был организован семинар «Этнокультурное многообразие. Миграция. Образование», в котором приняли участие ученые-исследователи, методисты, педагоги-практики и представители государственных и общественных организаций.
Программа научно-практического мероприятия была посвящена решению проблем этнокультурного многообразия в образовании: учету культурных различий учащихся в образовательной среде, практике работы с несовершеннолетними иностранными школьниками, инновационным моделям формирования поликультурного образовательного пространства, современным подходам к этнокультурной подготовке школьного учителя.
«Миграционные проблемы в самых разных контекстах остро проявились в различных странах мира, Россия не стала исключением. Данное мероприятие ориентировано на педагогов, в руках которых будущее нашей страны. Обучая и воспитывая детей из семей мигрантов в духе традиционных ценностей российского общества, мы можем предугадать противоречия, которые могут возникнуть в разных сферах», – отметил директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин.
В рамках семинара школа № 13 города Казани презентовала авторский образовательный проект «Адаптация детей мигрантов в образовательную среду», руководителем которого является директор школы Сергей Овчинников. Также на мастер-классах педагоги школы продемонстрировали наиболее эффективные практики работы по языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов на уроках и во время внеурочной деятельности.
«Семинар посвящен рассмотрению актуальных вопросов, которые коснулись образования в рамках обучения и адаптации детей иностранных граждан и учащихся, имеющих миграционную историю. В дискуссии приняли участие ученые, школьные учителя, руководители муниципальных отделов образования города Казани, руководители общеобразовательных школ с высокой долей учащихся-мигрантов. Наш семинар направлен на то, чтобы обеспечить школы методической поддержкой по благоприятному вхождению ребенка в новую социокультурную среду», – отметила заведующая кафедрой начального образования Венера Закирова.
Ведущие ученые-эксперты Московского педагогического государственного университета Елена Омельченко и Московского государственного психолого-педагогического университета Татьяна Криворучко поделились многолетним опытом в сфере методической и консультативной поддержки образовательных учреждений, работающих с детьми из семей иноэтничных мигрантов, представили свои учебно-методические разработки, провели мастер-классы по входным диагностикам языкового уровня детей-инофонов и приемам их обучения с применением методики русского языка как иностранного.
Центральным мероприятием семинара стал круглый стол на тему «Этнокультурное многообразие. Миграция. Образование». На семинаре ученые лаборатории социокультурных исследований в образовании и кафедры начального образования Института психологии и образования поделились результатами многоэтапных эмпирических исследований по изучению проблем адаптации детей мигрантов. Преподаватели института презентовали свои учебно-методические пособия, онлайн-тренажеры, онлайн-курсы для использования в учебном процессе поликультурной школы.
Важными вопросами, обсуждавшимися на семинаре, стали подготовка современного учителя для работы в поликультурной образовательной среде и внедрение специального модуля в программы подготовки будущих учителей «Языковая адаптация и социализация несовершеннолетних граждан и учащихся с миграционной историей». Научная дискуссия, развернувшаяся на семинаре, послужит основой для работы нескольких дискуссионных площадок Х Международного форума по педагогическому образованию (IFTE 2024), который пройдет в Казанском федеральном университете 29–31 мая. Форум соберет ведущих российских и зарубежных ученых в области миграционной педагогики.