Ректор Казанского федерального университета Ленар Сафин провел заседание Стратегического совета по развитию инженерного образования ПИШ КФУ «КиберАвтоТех».
Мероприятие состоялось на площадке Инжинирингового центра Набережночелнинского филиала вуза при участии представителей ключевого индустриального партнера проекта ПАО «КАМАЗ», Минобрнауки РФ и РТ, Министерства промышленности и торговли республики и мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева.
Перед началом заседания участники осмотрели научно-исследовательские лаборатории и образовательные пространства инженерной школы. Директор НЧИ КФУ Георгий Котиев продемонстрировал новое современное оборудование, а также рассказал о строительстве учебного корпуса, представляющего из себя высокотехнологичный кластер с современными НИЛ. В структуру кластера входит инновационный центр с бизнес-инкубатором, Центр перспективных разработок, бизнес-центр и филиал Высшей школы информационных технологий и систем (ИТИС).
Далее члены Совета перешли в конференц-зал для обсуждения основных вопросов повестки дня. Рассматривались итоги деятельности передовой инженерной школы вуза за минувший год и планы по ее развитию на 2024 год. О предстоящих разработках доложили кураторы приоритетных направлений ПИШ от компании КАМАЗ.
Как известно, таких направлений у школы три. «КиберАвтоТех» работает над решением инженерно-технологических задач для индустриального партнера в области создания автотранспорта с низким углеродным следом, разработки интеллектуального автомобиля и технологий интеллектуальных производств.
В 2024 году основной упор будет сделан на цифровизацию и роботизацию производств. Согласно стратегии научно-технологического развития России к 2030 году страна должна войти в число 25 стран-лидеров по производству промышленных роботов. И здесь ПИШ КФУ с каждым годом планирует наращивать темп, создавая безлюдное производство, повышая качество продукции и производительность. Также планируется увеличить долю транспортных средств на альтернативных видах топлива до 30%, а углеродный след от эксплуатации общественного транспорта в крупных агломерациях уменьшить на 70%. Сейчас школа работает над модификацией состава каталитических слоев, технологиями сборки БТЭ, проведением CFD/FEM исследований, поиском новых научных решений по повышению эффективности и экологичности двигателя внутреннего сгорания.
В области интеллектуального автомобиля идет работа над созданием беспилотного шаттла, который будет работать в автономном режиме по заданному маршруту с автоматическим построением оптимального маршрута. Кроме того, разрабатывается мультимодальная система транспортировки с использованием БПЛА и техника для лесной промышленности.
Ректор КФУ отметил, что передовая инженерная школа вуза успешно реализует проект с 2022 года, а по результатам заседания Совета по грантам в 2023 году вошла в 1-ю группу по финансированию.
«Мы готовим инженерные кадры нового типа, способные реализовать прорывные разработки и проводить исследования для автомобилестроительной отрасли, и КФУ ставит для себя цель – стать вузом номер один в этом направлении», - подчеркнул Ленар Сафин.
Мэр Набережных Челнов в свою очередь добавил, что разработки ПИШ КФУ – это будущее КАМАЗа и города. По словам Наиля Магдеева, крайне важно сейчас привлекать к работе талантливых выпускников и создавать для них все возможности, чтобы они оставались в регионе и занимались его развитием, поэтому администрация города будет оказывать всяческую поддержку в реализации подобного рода проектов.
Заместители генерального директора ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров и Жанна Халиуллина поблагодарили команду вуза за проделанную работу, сообщив, что сотрудничество с ПИШ Казанского университета позволило компании получить перспективные конструкторские и технологические решения для производства новых автомобилей.
В завершение участники заседания утвердили финансовый план передовой инженерной школы на 2024 год, перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, план закупок оборудования и перечень работ по созданию научно-образовательных пространств.