В Казанском федеральном университете в рамках научно-популярного проекта «PROнаука в КФУ» состоялся первый в истории вуза «Научный стендап». Семь молодых ученых представили свои достижения со сцены молодежного пространства – доступно, оригинально и с юмором.
«Научный стендап» – это новый формат состязания экспертов в разных областях, призванный упростить понимание серьезных научных результатов. Организатор проекта – Департамент по информационной политике КФУ. Мероприятие прошло при содействии Ассоциации молодых ученых.
Открывающий серию мероприятий стендап посетил первый проректор – проректор по научной деятельности КФУ Дмитрий Таюрский, а за микрофон встали семь молодых ученых вуза.
Так, магистрант 2-го курса Института информационных технологий и интеллектуальных систем Борис Чернышев рассказал о цифровом перформансе и видеоиграх. Видеоигры, по его словам, это форма развлечения, которое происходит по определенным правилам и реализуется в цифровом формате.
«Цифровой перформанс – способ преподносить и создавать игры, которые бы не основывались только на игровых факторах. Цифровой перформанс не должен развлекать игрока, а должен задавать правила. Это некий челлендж и провокация», – считает Чернышев.
Он также добавил, что видеоигры – это не просто развлечение, а искусство, которое дает определенный опыт.
Далее микрофон перешел к старшему преподавателю кафедры высокомолекулярных и элементоорганических соединений Химического института им. А.М. Бутлерова Семёну Романову. Его выступление было посвящено применению фосфорорганических соединений в борьбе с патогенами.
«Фосфорорганические соединения чаще всего применяются как нервно-паралитические отравляющие вещества и инсектициды. Но, кроме этого, фосфорорганическая химия активно применяется в качестве лекарственных препаратов, в том числе и от рака. Эти же вещества используются в нами придуманном шампуне для животных, который помогает избежать атаки клещей. Поэтому такую химию бояться не стоит, она может быть и полезна», – отметил Романов.
Старший научный сотрудник НИЛ методов увеличения нефтеотдачи Института геологии и нефтегазовых технологий Ирек Мухаматдинов рассказал гостям стендапа о добыче и переработке нефти. Он отметил, что нефть – полезное ископаемое, имеющее огромное значение в жизнедеятельности и экономике человечества.
«Нефть состоит из более чем тысячи соединений: 80 процентов – углеводороды, 10 процентов – кислородосодержащие и азотосодержащие соединения, дальше механические примеси, вода и т.д.», – рассказал ученый.
Он также объяснил, что основные стадии добычи нефти принято делить на естественную, когда нефть сама фонтанирует из скважины, и стадию, когда в скважине поддерживается давление для выхода нефти на поверхность.
О создании геопарков в России рассказала доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Юридического факультета Елена Лунева. По ее словам, единственный геопарк России, включенный в список ЮНЕСКО, находится в Башкортостане.
«Геопарки должны развиваться, а в их пределах обязательно должны быть объекты культурного наследия. Должно развиваться и местное население, чтобы продвигать свою этнокультуру, обычаи, легенды», – считает Лунева.
Выступление ассистента кафедры зоологии и общей биологии Института фундаментальной медицины и биологии Ислама Нигметзянова было посвящено мышечной атрофии в условиях невесомости. Мышечная атрофия, по его словам, постоянно «присутствует» в жизни людей. Это проявляется в малоподвижном образе жизни.
«В космосе эта проблема обостряется. Потому что миссия в космосе длится в среднем семь месяцев. По прилете на землю космонавты очень долго не могут ходить, так как за время, проведенное в невесомости, у них атрофируются мышцы, несмотря на их подготовку и тренировки», – отметил Нигметзянов.
Максим Мустафин – лаборант-исследователь НИЛ «Коллаборативные промышленные робототехнические системы» ИТИС рассказал слушателям о коллаборативной сборке продуктов человека и робота. В своем выступлении он представил результаты проведенных опытов, а также продемонстрировал работу мобильного робота, который собрал сам.
«Опыт заключался в том, что и у человека, и у робота была определенная зона ответственности. То есть что-то выполнял человек, а что-то – робот. Так, например, человек на панель клал основу для спиннера, а робот добавлял в него подшипники», – поделился Мустафин.
Завершил серию выступлений ассистент кафедры программной инженерии Института информационных технологий и интеллектуальных систем Алексей Шубин с темой «Гейм-дизайнеры больше не нужны». Он отметил, что гейм-дизайнер – это специалист, проектирующий игровой опыт.
«Можно подумать, что специалиста может заменить искусственный интеллект или чат-GPT. Однако при тестировании нейросети в области гейм-дизайна я выделил несколько их минусов. Во-первых, очень часто подобные нейросети предлагают ложную информацию или доносят ее очень абстрактно, без четких утверждений. Кроме этого, искусственный интеллект постоянно расширяет свои идеи или предложения, контролировать которые нет возможности», – заключил ученый.
После каждого выступления зрители могли оценить лектора по пятибалльной шкале. В конце мая будут подведены итоги онлайн-голосования, в котором примет участие аудитория социальной сети «ВКонтакте».