В Институте социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета дан старт международной междисциплинарной научно-образовательной конференции «XI Садыковские чтения. Иммануил Кант и современность». Традиционное ежегодное мероприятие посвящено памяти одного из основателей Казанской школы социальной философии, профессора, заслуженного деятеля науки ТАССР Марата Борисовича Садыкова (1932–2009).
Профессор Садыков был основателем философского отделения Казанского университета, возглавлял кафедру философии 18 лет (1980–1998), занимался исследованием таких проблем, как сочетание государственных и национальных интересов, философии истории и философии образования.
В интервью Центру медиакоммуникаций КФУ перед началом конференции заведующая кафедрой социальной философии ИСФНиМК Ольга Порошенко подчеркнула – участниками мероприятия традиционно становятся и студенты-философы. В этом году предусмотрена работа молодежной секции.
«Для студентов это прежде всего участие в научной деятельности. С другой стороны, это их единение с преподавателями – и во время подготовки к конференции, и в работе секций, и в сегодняшнем пленарном заседании, – сказала она. – Для нас философия – это не просто наука, а деятельность, причем совместная. Важно, чтобы студенты с первого года обучения занимались философствованием, а не просто изучением или выучиванием философских текстов».
Открытие Садыковских чтений прошло при участии ректора Казанского государственного института культуры и искусств, академика-секретаря Отделения социально-экономических наук Академии наук Республики Татарстан Розы Ахмадиевой, директора Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Михаила Щелкунова, исполняющей обязанности декана Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций, профессора кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций Юлии Андреевой, Ольги Порошенко и других.
От имени руководства КФУ и директората института участников пленарного заседания поприветствовал М. Щелкунов.
«Вступив в жизнь на исторической грани эпох просвещения и романтизма, Иммануил Кант воплотил в своих научных и философских занятиях многие культурные и интеллектуальные ориентиры этих двух эпох в европейской истории. Широкая сфера его интересов была впечатляющей даже для того времени – математика, естественные науки, теология, физика, астрономия, архитектура, и, конечно же, наша любимая философия», – отметил директор ИСФНиМК.
Обостренный интерес к европейской философии, характерный для русского общества первой половины XIX века, а также последующее развитие философской мысли в России прочно и надолго «поселили» Канта в интеллектуальном пространстве нашей страны. Российским философам импонировала глубокая этичность социально-политического учения мыслителя, основанного на вопросах нравственности и нормах морали, рассказал на открытии конференции Щелкунов. Он также указал на то, что известные казанские мыслители, например Виктор Несмелов и Евгений Бобров, преподававшие в Казанском университете, обращались к философскому наследию И. Канта.
«Знаменательно, что наша встреча, посвященная Канту, проходит в преддверии славного юбилея – 220-летия со дня основания Казанского университета. Это обстоятельство придает особую значимость нашему собранию», – напомнил директор института, пожелав участникам Садыковских чтений ярких выступлений и плодотворной дискуссии, значимых результатов во благо развития философского познания.
В своей приветственной речи Р. Ахмадиева сделала акцент на том, что мировоззрение, которое открывает человеку школа Канта, вносит огромный вклад как в развитие личности, так и в целом страны.
«Изучая в вузе философию, мы понимаем, что есть логика, мы понимаем философию жизни, познания и самопознания», – подчеркнула ректор КазГИК.
Мероприятие продолжилось заслушиванием докладов пленарной части. Так, Михаил Щелкунов выступил на тему «Образование как воспитание: заветы Канта».
«Многогранное философское наследие Иммануила Канта включает в себя его размышления о воспитании, что не удивительно с учетом его многолетней преподавательской деятельности. Хотя идеи великого мыслителя относятся главным образом к вопросам семейного и школьного воспитания, они сохраняют актуальность и для университетского воспитательного процесса. Кант исходил из постулата о принципиальной безграничности и бесконечности воспитания как непрекращающегося процесса движения индивида к идеалу совершенной личности. Обучение он рассматривал лишь в качестве части воспитания», – говорит директор ИСФНиМК.
В воспитании, заметил спикер, Кант не случайно ставит в приоритет компонент дисциплины.
«Без подчинения индивида совокупности внешних принудительных и внутренних добровольных для него ограничений надприродного порядка невозможно взращивать человеческое в человеке. Культура, как известно, начинается с запретов, и не мной это сказано. Таким образом, дисциплинированность возводится Кантом в ранг основополагающих ценностей воспитания, освоение которых обеспечивает формирование ответственного индивида», – отметил в докладе Щелкунов.
Значение этой стороны воспитания неоднократно подтверждалось в антропологии, философии, психологии, культурологии. Дисциплинированность, говоря философским языком, обращена во внутреннюю свободу человека – так называемую «свободу для...».
В завершение своего доклада Михаил Щелкунов сказал, что предстоит кропотливая работа по формированию ценностного сознания у студенческой молодежи, – весной этого года Министерство науки и высшего образования РФ запустило федеральный проект актуализации всей линейки социально-гуманитарных дисциплин для студентов непрофильных направлений подготовки.
Далее свой доклад представила Ольга Порошенко.
«Расскажу о том, как происходила рецепция и радикальная критика рецепции интеграции идей Иммануила Канта в XIX – начале XX века в Казанском университете и вообще у казанских философов той эпохи. Это как раз то время, когда Кант был популярен в России – период правления Александра I и позднее, – прокомментировала тему своего выступления завкафедрой социальной философии КФУ. – Считалось, что Казанский университет – это вуз, где Канта, по сравнению с другими российскими университетами, анализировали и признавали очень многие».
Кроме того, на пленарном заседании были заслушаны доклады других крупных исследователей Казанского университета, ведущих российских вузов. Отметим, что конференция проходит в гибридном режиме.
Завтра работа 11-й по счету конференции продолжится и пройдет в рамках 4 секций: «"Коперниканский переворот" Иммануила Канта и современные познавательные стратегии», «Категорический императив и царство нравственной свободы в контекстах современности», «Антропология и эстетика Канта в ситуации пост-пост» и «Молодежная секция». Ученые и студенты обсудят гедонизм и мораль в философии И. Канта, философию растений и интернет-пользователей, искусство и медиа как феномены второго порядка и многое другое.
XI Садыковские чтения были организованы КФУ совместно с Академией наук РТ.